Алина Павонская
Игры для детей с разными типами темперамента
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для детей с разными типами темперамента
Тип темперамента - холерик
Холерик имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Ребёнок-холерик - это непоседа и спорщик, он любит риск, приключения, не переносит долгого ожидания. В силу своей импульсивности он часто нарушает хорошо известные ему правила поведения и общения (ему трудно говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями). Холерик может изменить своё решение в последнюю минуту с точностью до "наоборот". Импульсивность холерика нередко доводит его до рискованных выходок, до полного пренебрежения всякими опасностями, лишениями и наказаниями. Холерик подвержен резким переменам настроения (внешних причин эти изменения часто не имеют, настроения возникают "вдруг", сам холерик обычно не может объяснить перепады собственного настроения).
Публикация «Игры для детей с разными типами темперамента» размещена в разделах
Плюсы темперамента: общительность, активность, любознательность, энергичность, решительность, холерик быстро схватывает информацию, хорошо ориентируется в незнакомой обстановке.
Минусы: агрессивность, конфликтность. Вспыльчивость, невнимательность, перепады настроения, неумение доводить начатое до конца.
Рекомендации:
1. Разработайте "детский планер" на неделю, с конкретными и посильными делами для ребенка. Договоритесь о разумной системе поощрений и наказаний за несоблюдение договорённостей.
2. Играйте с ребёнком в игры, направленные на развитие внимания, коммуникативных навыков, в подвижные игры с правилами.
3. Ребёнок должен иметь постоянные трудовые поручения (по возрасту).
4. Следите за выполнением всех начатых ребёнком дел.
5. Соблюдайте чёткий режим жизни ребёнка. Нарушение привычного распорядка приводит к накоплению физической и психической усталости ребёнка, в результате возникают капризы и истерики.
Полезные игры дома:
Игра в следопытов
Игра развивает зрительно-моторную координацию, учит следовать инструкциям, помогает развивать общую моторику и координацию движений.
Покажите ребёнку, как можно обрисовать стопы ног. Затем это выполняет сам ребёнок. Научите его раскрашивать следы по-разному: в горошек, в полоску, цветами радуги и т. д. Затем все рисунки выкладываются в ряд, ребёнок перепрыгивает с листа на лист (одной или двумя ногами).
Можно обрисовать контуры рук, разложить в ряду со стопами, ребёнок, продвигаясь по рисункам, останавливается около контуров рук, балансируя на одной ноге, дотрагивается до рисунка рук.
Водяной удар
Возьмите пустой флакон из-под шампуня, проделайте в крышке несколько отверстий. Поместите в таз с водой лёгкие пластмассовые игрушки или шарики от пинг-понга. Предложите ребёнку сбивать игрушки струёй воды из флакона. Игра помогает снять напряжение, усталость.
Перехитри сторожа
Родитель - грозный сторожевой пёс, охраняющий сокровища (игрушку). Ребёнок – шаловливый щенок, крадущийся за добычей, его задача – схватить ваше сокровище. Но, подкрадываясь к нему, он должен остаться незамеченным. Если вы сидите неподвижно, ребёнок осторожно приближается к объекту, но стоит вам пошевелиться или обернуться, ребёнок должен замереть на месте, чтобы остаться «невидимым».
Черепахи
Игра совершенствует навыки самоконтроля. Предложите ребёнку представить, что вы очень медленные черепахи и вам необходимо добраться до определённого места (например, из комнаты на кухню). Черепахи медленно, не останавливаясь, ползут к намеченной цели.
Тип темперамента – меланхолик
Меланхолик обладает слабым, малоподвижным и неуравновешенным типом нервной системы.
Дети-меланхолики отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью. Чрезвычайно впечатлительны и эмоциональны. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия, незначительный повод может вызвать слёзы.
Меланхолики мнительны, часто волнуются по пустякам, болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Большое значение придают мелочам. Опасаются перемены мест и изменения уклада жизни. У них сильно развито самовнушение, поэтому очень сложно угадать, как ребёнок может отреагировать на какую-либо ситуацию, что может стать источником его страхов.
Меланхолик в новых ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей, становится не уверен даже в том, что хорошо знает и умеет.
Плюсы темперамента: чуткий, способен к сопереживанию, устойчивый в интересах, привязанностях, привычках, доброжелательный, добрый, отзывчивый.
Минусы: легко ранимый и застенчивый, неуверенный в себе, мнительный.
Рекомендации:
1. Создавайте условия для получения новых позитивных эмоций и интересных впечатлений.
2. Приучайте ребёнка заботиться об окружающих и получать удовольствие от этого.
3. Расширяйте границы окружающего мира (приглашайте в дом его друзей и знакомых семьи)
4. Расширяйте у ребёнка чувство уверенности в собственных силах и доверие к окружающим, учите радоваться успехам других людей.
Полезные игры дома
Ты у меня самая (самый…
Ребёнок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая (самый) …». В конце упражнения можно выделить одно самое-самое важное качество: «А ещё ты у меня самая-самая…»
Рулетик
Нужно расстелить покрывало или одеяло – это «тесто». Ребёнок ложится на его край и вытягивается в струнку – это «начинка». Пощипываем/ похлопываем/поглаживаем ребёнка – наполняем начинку («посыпаем сыроп, зеленью, добавляем соус» и т. п). Затем аккуратно закручиваем его в одеяло. Голова должна оставаться снаружи. Можно поднять ребёнка на руки и доставить рулетик, например, папе, брату и др.
Портрет
Мама и ребёнок садятся друг напротив друга. Они «Рисуют» лицо. Начинает мама. Осторожно обводит черты лица ребёнком сначала пальцем, затем чистой кисточкой. Ребёнок так же «рисует» мамин портрет.
Хвалилки
Игра способствует повышению самооценки ребёнка.
Ребёнку и родителю по очереди предлагается рассказать, как однажды каждый из них здорово что-то сделал или совершил какой-то хороший поступок. На обдумывание даётся несколько минут. Свой рассказ надо начинать со словами: «Однажды я …». Начинает родитель, затем ребёнок.
Тип темперамента – сангвинник
Ребёнок с сангвиническим темпераментом обладает сильным, подвижным, уравновешенным типом нервной системы.
Это активные, жизнерадостные, общительные дети. Их особенностью является лёгкая приспособлямость к новым условиям. Легко вступают в конакты с другими детьми и взрослыми, быстро находят товарищей в любой обстановке. На наказания сангвиник реагирует спокойно, легко идёт на компромисс. Искренне переживает содеянное, но ненадолго, быстро забывает неудачи. Сангвинники часто занимают лидирующее положение в компании, причём могут и руководить и подчиняться.
Ребёнок – сангвинник за дело берётся с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но, если теряет к нему интерес, тут же бросает, не доделав до конца. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Основным подходом в воспитании ребёнка- сангвиника является принцип, который условно можно назвать «Доверяй, но проверяй».
Плюсы темперамента: жизнерадостность, увлечённость, отзывчивость, общительность, оптимизм, доброжелательность.
Минусы: легкомыслие, поверхностность, ненадёжность (искренне обещает, но не всегда выполняет свои обещания, несобранность; такой ребёнок деятелен при условии интересного дела, тяготится однообразием, недостаточно настойчив.
Рекомендации:
1. Развивайте в ребёнке целеустремлённость. Ставьте перед ним задачи, которые необходимо выполнить, делая упор на результат. Не следует допускать частой смены деятельности –привычка за всё браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.
2. Стремитесь, чтобы у сангвиника складывались прочные, устойчивые отношения, чтобы новые знакомства не вытесняли старых привязанностей. Дайте ему почувствовать преимущества верности в дружбе.
3. Воспитывайте усидчивость, устойчивые интересы, серьёзное отношение к любому делу. Учите быть ответственным за свои обещания.
Полезные игры дома
Повтори движения
Игра развивает умение контролировать свои действия, подчиняясь указаниям взрослого.
Ребёнок, слушая взрослого, должен выполнять оговоренные движения: если услышит название игрушки, должен хлопнуть, если название посуды –топнуть, если название одежды –присесть.
Коленка – ладонь
Вы сидите с ребёнком друг напротив друга. Вы называете части тела, до которых нужно дотронуться. Например: «Щека – плечо!». Одной рукой ребёнок дотрагивается до щеки, другой до плеча. Можно уточнять, какая щека и плечо – правая или левая. Другой вариант: вы дотрагиваетесь до ребёнка, а он – до вас!«Рука-голова!». Вы своими руками кладёте одну руку на голову ребёнку, а другую – на ручку. А он на вашу голову и руку.
Удержи предмет
Взрослый предлагает ребёнку удержать листок бумаги лбами (надувной шар – животами) без помощи рук, передвигаясь по комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
Черепахи
Предложите ребёнку представить, что вы очень медленные черепахи, и вам необходимо добраться до определённого места (например, из комнаты на кухню). Черепахи медленно, не останавливаясь, ползут к намеченной цели. Эта игра – отличный способ научить ребёнка ждать.
Тип темперамента – флегматик
Флегматик имеет сильный, уравновешенный, но малоподвижный (инертный) тип нервной системы. Малая подвижность нервных процессов сказывается на темпе речи, во всех реакциях на окружающее, на деятельности («ребёнок-копуша»). Флегматик говорит с паузами, на вопрос отвечает не сразу, за дело не возьмётся, пока не подтолкнешь. Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребёнок.
Поведение ребёнка – флегматика отличается устойчивостью. Всё, к чему он привык, становится постоянным, любое новшество воспринимается не сразу. Такие дети сначала доводят до конца одну работу и лишь потом, после длительного «включения», приступают к другой. Им тяжело быстро переключаться с одной деятельности на другую. Навыки и привычки формируются крайне медленно, но очень устойчивы. Флегматика возможно научить и сложно переучить.
Дети–флегматики болезненно переживают нарушение привычной обстановки, изменение режима дня, устоявшихся стереотипов.
Плюсы темперамента: уравновешенность, терпеливость, самообладание, надёжность, работоспособность, миролюбивость.
Минусы: медлительность, упрямство.
Рекомендации:
1. С флегматиками всегда нужно иметь запас времени. Все действия со словом «быстро» - не для флегматиков. Флегматик не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп. Уважайте его внутренний покой.
2. Учите понимать чувства и эмоции других людей; сопереживанию. состраданию.
3. Развивайте коммуникативные навыки (ходите с ребёнком в гости, давайте поручения, связанные с людьми)
Полезные игры дома
Ватрушки
Ребёнок сидит и стоит спиной к взрослому, взрослый, выполняя лёгкое постукивание кулачками по спинке ребёнка, говорит:
Ушки, ушки, ушки! Мы печём ватрушки,
А ватрушки в печи. С чем ватрушки? Не молчи!
Ребёнок отвечает: «С вареньем!» - взрослый поглаживает спинку ребёнка движением снизу вверх, к плечам. Если ребёнок отвечает: «С творогом!», -взрслый слегка пощипывает спинку ребёнка снизу вверх. При фразе: «С сахаром!» - взрослый выполняет лёгкое постукивание пальчиками по спине.
Найди сюрприз (клад)
Шаг 1. Спрячьте незаметно о детей различные сюрпризы в разных местах квартиры. Нарисуйте план – как идти к «кладу». На плане обязательно обозначьте то место, с которого будет начинать ребёнок.
Шаг 2. Ребёнок ищет сюрприз по плану или по указателям пути.
Шаг 3. Ребёнок получает свой сюрприз (мелкую игрушку, листочек с рисунком и т. д) даже если ему понадобилась помощь в пути.
Полоса препятствий
По комнате разбрасываются игрушки, расставляются стулья и т. д. Ребёнок закрывает глаза, а родитель руководит его действиями, говоря ему, куда идти. Задача – добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев препятствия. Даются чёткие инструкции. Например: «Сделай два шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, возьми ещё правее (повернись ещё больше направо)» и т. д.