Кухарчук Екатерина
Игры для детей с глубокой умственной отсталостью
1. Игра «Щикатушки» (стимуляция тактильных ощущений)
Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения.
Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье,
Здесь колода (локоть,
А здесь ключевая водица (подмышки).
2. Игра: «Пальчики» (двигательно – моторная стимуляция)
Цель: Развитие мелкой моторики.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
Публикация «Игры для детей с глубокой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
3. Игра: «Работа» (стимуляция тактильных ощущений)
Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося,стимулируя его реакции на прикосновения
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
4. Игра: «Флажок» (двигательно – моторная стимуляция)
Цель: Учить держать флажок, фиксировать и действовать с ним.
Я в руке флажок держу. И ребятам им машу.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».
5. Игра: «Зайка барабанщик» (зрительно- слуховая стимуляция)
Цель: Развитие зрительного и слухового внимания)
Трам -пам-пам, трам –пам-пам –
Зайка бьёт в барабан.
Трам -пам-пам, трам –пам-пам –
Кто бьёт в барабан?
Учитель произносит стихи,показывает движения с игрушкой, бьёт в барабан, двигая его в разных направлениях. Воспитанник следит за действиями педагога.
6. Игра: «Кто у нас любимый» (коммуникативная стимуляция)
Цель: помогать узнавать своё имя; развивать эмоциональную сферу.
Ребёнок лежит на спине, лицом к взрослому.
Кто у нас любимый? (Погладить руки ребёнка.)
Кто у нас счастливый? (Погладить ноги ребёнка)
Женечка (имя ребёнка) счастливый!
Женечка (имя ребёнка) любимый!
Погладить всё тело ребёнка.
7. Игра: «Пирожки» (двигательно – моторная стимуляция)
Цель: Развитие мелкой моторики.
У печи, печи, печи-
Испечем мы пироги.
Ладушки, ладушки
Испекли оладушки.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков и оладушек.
8. Игра: «Весёлые пальчики» (стимуляция тактильных ощущений)
Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, Мелкой моторики; стимуляция его реакции на прикосновения.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.
9. Игра: «Кисель» (стимуляция обонятельной чувствительности)
Цель: Развитие обонятельной чувствительности.
Тили-тили, тили-тель
Варим вкусный мы кисель.
С апельсинами для Сашеньки (нюхаем апельсин,
А с лимонами для Лисоньки (нюхаем лимон)
Круговыми движениями руки имитируем размешивание, совместно с ребёнком.
10. Игра: «На лошадке (двигательно-моторная стимуляция)
Цель: Активизировать мышечный и вестибулярный аппарат.
Педагог, удерживая ребёнка за спину и плечи, качает его на своих коленях вверх – вниз.
На лошадке скок- поскок
Скачет маленький ездок.
Через рощу, через бор,
Через поле, через двор!
Движения взрослого ускоряются.
Вот конюшня, вот сарай…
Тпру – у! Приехали… Слезай.
Движения замедляются до полной остановки.