Людмила Маштанова
Игры для детей на свежем воздухе (часть третья)
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребенка… Сложно найти что-то более важное для любящих мам и пап. И, безусловно, здоровье зависит от образа жизни, который ведет семья. Важнейшим условием крепкого иммунитета является ежедневное пребывание на свежем воздухе. Замечательно, если на прогулку или вылазку в лес отправляется вся семья, но детям скучно и грустно просто так прогуливаться, например, по дорожкам. Они хотят играть.
Я продолжаю свой рассказ об играх на свежем воздухе, в которые играем мы с
детьми, наши друзья и знакомые.
Беседы с детьми по теме «Вкус».
Вкусовые ощущения рассказывают нам о том, что мы едим. Они иногда спасают
Публикация «Игры для детей на свежем воздухе (часть третья)» размещена в разделах
нам жизнь. Есть животные, которые не чувствуют вкуса, например, змея и лягушки,
которые целиком заглатывают свои жертвы. Подумайте, как плохо было бы,
если у всего того, что мы едим, не было никакого вкуса. И как опасно было бы,
если бы мы не могли чувствовать, что мы едим.
Посмотрите на язык в зеркало, и вы увидите, что он покрыт сосочками.
В передней части языка они маленькие, а в задней – большие. В каждом таком
сосочке находятся вкусовые луковицы: в маленьких сосочках – одна или две
вкусовые луковицы, а в больших – до двухсот. На верхушке каждого сосочка есть
пучок с ворсинками. Это нервные окончания, которые посылают вкусовые сигналы
о вкусе в головной мозг.
Вкус тесно связан с другими чувствами. Без запаха, осязания, зрения и слуха
мы сможем воспринимать лишь четыре разных вкуса – сладкий, соленый, кислый
и горький. Сладкий вкус мы чувствуем передней частью языка, а горький – задней.
На боках языка находятся вкусовые луковицы, которые заведуют кислым и
соленым вкусом.
Внешний вид определяет вкус.
Если пища выглядит странно, нам не хочется ее есть, даже если она и вкусная. Нескольким людям дали попробовать картофельное пюре в темной комнате. Им понравился вкус этого пюре. Когда зажгли свет, они увидели, что пюре странного
цвета. Несмотря на то, что им сказали, что в пюре натуральный краситель, они не захотели его есть. Им было неприятно.
Осязание влияет на вкус
Консистенция и то, как еда ощущается во рту – все это тоже влияет на наш вкус.
Некоторым нравится мягкое мороженое, другим твердое.
Кому нравится мягкое печенье?
Температура тоже важна
Горячее какао на вкус более сладкое, чем холодное. Холодный чай более горький,
чем горячий. Хорошие повара гордятся своим умением подавать на стол блюда с
нужной температурой.
Слух и вкус связаны друг с другом
Даже слух влияет на вкус. Какого вкуса будет сухарь, если вы не будете слышать,
как он хрустит на зубах. Никому ведь не нравятся мягкие кукурузные хлопья.
Обоняние
Самое важное для определения вкуса – это обоняние, и оно дополняет наши
четыре вкуса – кислый, соленый, сладкий и горький.
Именно благодаря запаху мы чувствуем вкусовые нюансы. Известно, что человек,
у которого нарушено обоняние, обычно теряет аппетит. Вспомните, какого вкуса
пища, когда вы простужены и едите. Правильно, никакого. Неприятное на вкус лекарство гораздо легче проглотить, если вы зажмете нос пальцами и не будете нюхать лекарство.
Благоухающие приправы с давних пор использовались для улучшения вкуса.
Иногда их использовали и для того, чтобы отбить неприятный запах у несвежей
пищи или же для придания вкуса сушеной или соленой пище.
Животные по-разному воспринимают вкус. Заяц и мышь чувствуют вкус благодаря вкусовым луковицам в носу. Некоторые бабочки воспринимают вкус лапками. Но большинство насекомых чувствуют вкус антеннами. Многим насекомым нравится сладкий вкус нектара.
Некоторые насекомые защищают себя с помощью вкуса. У них самих настолько неприятный вкус, что их враги предпочитают их не есть. Божьи коровки такие
горькие, что лишь немногие птицы питаются ими. Муравьи выстреливают жгучей
муравьиной кислотой в пасть своих врагов, которые поспешно убегают. Кожа жабы
выделяет неприятно пахнущую жидкость, и животные выплевывают жабу. Полевая мышь настолько неприятна на вкус, что и лиса, и сова не трогают ее.
Осторожно! Ядовитые растения и грибы
В лесу дети должны использовать все органы чувств, но все же им не следует все
пробовать на вкус. В лесу есть ядовитые растения и ягоды! Большинство ядовитых
растений вызывает немедленную рвоту у тех, кто их попробовал.
Вот те ядовитые (даже в очень маленькой дозе) плоды растений, которые обычно
привлекают детей : ягоды ландыша, крушины, волчьи ягоды.
Если вы подозреваете, что ребенок съел что-то из вышеперечисленного, свяжитесь
с врачом.
Игры детей к теме «Вкус» :
Игра «Голодные звери»
Дети изображают разных животных. Каждый ребенок – определенное животное, например, муравей, дятел, лось, косуля или заяц. Все животные отправляются на
поиски пищи. В результате, возможно, они принесут следующие предметы: заяц –
одуванчик, лось – лист рябины, муравей – какое-нибудь насекомое, а дятел –шишку с семенами.
Игра «Накрой стол»
В эту же игру можно играть по-другому. Приготовьте поднос с едой для животных. Поднос выкладывается на земле из четырех палочек. Команда из двух детей
должна положить на поднос ту еду, которая подходит определенному животному. Если они накрывают для белки, то могут положить, например, гриб, ягоду, шишку
или орех. С помощью этой игры дети учатся понимать, какую пищу разные
животные находят на небольшой территории. Продолжите разговор о том, какие враги есть
у разных животных (пищевые цепи).
Игра «Лиса торопится»
«Лиса торопится и бежит по льду» в эту игру можно играть, изображая, как себя
ведут разные животные. «Лось ведет себя так, когда он ест и когда он идет; а белка
делает так, когда чистит шишку; а заяц так, когда он прыгает или идет».
И так далее.
Беседа с детьми по теме «Листья дерева»
Ни одно другое растение не бывает таким большим и не живет так долго, как дерево. Дереву необходимо очень много воды. Большая береза пьет в солнечный день как минимум 30 больших ведер воды. Когда весеннее солнце растопит замерзшую воду
в почве, вода в стволе дерева может начать подниматься со скоростью 6 метров в час.
Лист – это кухня дерева
Зеленое вещество в листе называется хлорофиллом. В листьях находится вода,
которую дерево пьет из почвы.
Лиственная крона деревьев отбрасывает тень на землю, благодаря чему там
влажно и другие растения могут расти там. В дереве так много воды, что можно
сказать, что дерево – это большой водяной резервуар. Раньше люди думали, что
боги дождя живут в больших деревьях.
Дереву необходим тот воздух, который мы выдыхаем. С помощью солнца, воздуха и питательных веществ из почвы хлорофилл готовит пищу для дерева, и оно растет и развивается. Когда это происходит, из листьев выделяется необходимый нам для
жизни кислород. Так что дерево и человек взаимно необходимы друг другу.
Кроме того, существует множество животных, для которых дерево является местом
их проживания. Белки, птицы, насекомые живут на деревьях. Маленькие насекомые устраиваются в коре и питаются листьями и соком дерева. Многие насекомые, зимующие в коре, в свою очередь становятся пищей для зимующих птиц.
Дерево приносит большую пользу людям. Оно защищает от солнца и ветра, очищает загрязненный воздух. Крона большого лиственного дерева выделяет кислород, достаточный, как минимум, для 60 человек.
Люди используют древесину для постройки домов и изготавливают различные
мелкие предметы, такие как палочки для мороженого или спички. Сырье для
нашей бумаги тоже приготавливается из дерева.
Самые распространенные хвойные деревья в России – сосна и ель.
Самые распространенные лиственные деревья в России – ольха, рябина, береза
и осина. Наши ценные деревья – дуб, клен, вяз, ясень, липа и бук.
Игры к теме «Лиственные деревья»
Игра «Поменяй дерево»
Один ребенок назначается ведущим, а его помощник ловит играющих.
Остальные дети стоят рядом и держатся за березу (все дети могут стоять у
одного и того же дерева). Ведущий кричит, например, - «Рябина!». Тут все дети
должны побежать и встать рядом с рябиной, а тот или те дети, которых поймает помощник ведущего или те дети, которые не нашли рябину, становятся его помощниками. В конце игры остаются один или два игрока. Они выиграли игру.
Варианты игры : - можно не ловить никого, тот, кто не находит дерево, становится ведущим.
Игра учит детей узнавать разные деревья и разные формы одного и того же дерева. Например, у больших берез белая береста, а у маленьких коричневая.
Игра «Подбери лист»
Все дети берут какой-нибудь лист с земли. Если детей много, то дети с одинаковыми листьями образуют отдельную группу. Теперь дети идут на поиски дерева,
с которого упал их лист. Если дерево маленькое, попросите детей найти на нем
лист точно такого же размера.
Эта игра учит детей различию между листьями. Дети видят, что листья растут и на деревьях, и на кустах, и на растениях. Листья бывают разного цвета,
размера и формы.
Игра «Поезд»
Дети встают друг за другом и образуют «поезд», который идет от станции
Дубовой к Березовой, Рябиновой, Ольховой и т. д. Ведущий открывает билетную
кассу и продает детям билеты (разные листья деревьев).
Поезд прибывает на Дубовую станцию, дети с билетом до этой станции (дубовым листом) выходят. Поезд отправляется на другие станции. На обратном пути
поезд берет пассажиров, ожидающих на станциях, для этого дети должны показать обратный билет (такой же лист, какой был у них раньше).
Игра тренирует фантазию детей; дети двигаются, играют вместе и учатся различать разные листья, цвета и формы.
О пользе игр для детей исписаны тонны бумаги. Это и физическое развитие, и социализация, и познание мира, и сплочение коллектива… Продолжать можно практически бесконечно. Не менее полезны игры бывают для взрослых. Для меня, например, это отличный способ отвлечься от своих проблем, весело провести время с детьми.
Хотите вырастить здорового и крепкого малыша, тогда проводите по возможности как можно больше времени на свежем воздухе!