Гусева Евгения Олеговна
Консультация «Игры для детей по методике Клауса Фопеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Клаус Фопель – немецкий психолог и психотерапевт. Он разрабатывает игры и упражнения для взрослых и детей на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: психодрамы, гештальттерапии, транзактного анализа и др. Все его игры интерактивны и базируются на принципах партнерского взаимодействия. К. Фопель пишет: «Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий» и далее «Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным». Именно поэтому основная задача его игр – это развитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта. Фопель считает, что организуя интерактивные игры с детьми, педагоги могут достичь следующих целей: помочь детям ощутить единение с другими, вселить в детей надежду и учить их сочувствию, показать им, что значит уважение, помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность, научить детей принимать решения и помочь расцвету личности ребенка.
Публикация «Консультация „Игры для детей по методике Клауса Фопеля“» размещена в разделах
Несмотря на то, что игры К. Фопеля предназначены в основном для школьников, некоторые из них вполне подходят для работы и с дошкольниками. Выбранные мною игры я разделила по нескольким категориям:
1) каждый самостоятельно выполняет задание, но все работают одновременно, такие игры чаще всего направлены на сброс нервно-мышечного напряжения, восстановление бодрости и подходят для подготовки к работе;
2) игры в парах, тройках или четверках;
3) участвует одновременно вся группа, либо выполняя одинаковое задание по очереди либо распределяя роли;
4) в режиме «аквариум», когда группа сидит в круге, а один человек выполняет задание в центре;
5) игры на релаксацию и визуализацию.
Игры взяты из книг Фопеля К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4-х томах.
Игры для самостоятельного выполнения
Рубка дров
Цель: эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии и переключиться на активную деятельность.
Ход игры. Кто из вас видел, как рубят дрова? А кто сам хоть раз рубил дрова? А кто может показать, как это делается?
Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь.
Через 2 минуты спросить у каждого ребенка, сколько он нарубил дров.
Довольный – сердитый
Цель: помогает детям почувствовать и осознать, что они делают и чувствуют, когда они довольны и когда сердиты.
Ход игры. Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен. Представь, где ты находишься, кто находится рядом. Как ты чувствуешь себя в таких случаях? А теперь представь, что ты рассержен. Где ты? Что ты делаешь? Кто находится рядом? (по 20 сек.)
Теперь подумай, в каком настроении ты бываешь чаще – в довольном или в сердитом.
Далее выразить, показать с детьми оба этих настроения.
Стряхни
Цель: стряхивание с себя негативного, ненужного и мешающего.
Ход игры. Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать то же самое. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, заботы, дурные мысли – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. Затем потрясите головой, можно при этом издавать какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее.
Тряпичная кукла и солдат
Цель: позволяет расслабиться в состоянии напряжения.
Ход игры. Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так… (покажите детям эту позу.) А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (покажите эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными…
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды…
Поймай мышь
Цель: позволяет расслабиться в состоянии напряжения.
Ход игры. Представьте себе, что вы прямо сейчас будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая или серо-коричневая домашняя мышка? Представьте себе маленького зверька с острой мордочкой, маленькими черными глазками и длинным хвостиком. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату. Когда поймаете свою мышку, аккуратно возьмите ее в руки и тихонько погладьте. А теперь попрощайтесь со своей мышкой, отпустите ее и проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, чтобы все они смогли выбежать наружу.
Дотянись до звезд
Цель: потянуться физически и укрепить уверенность в своей способности достичь цели.
Ход игры. Закрой глаза и сделай глубокий вдох. Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая напоминает тебе твою мечту. Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую корзинку. Затем можно повторить упражнение.
Сорви яблоко
Цель: успокоить дух, расслабить тело и добавить бодрости.
Ход игры. Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не удается достать. Посмотрите на меня, я покажу, как их можно сорвать. Смотрите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочки и сделайте резкий вдох. Теперь сорвите яблоко, нагнитесь и положите его в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямьтесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, встав на носочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите второе яблоко. Теперь наклонитесь, положите яблоки в корзину и выдохните…
Дирижер
Цель: восстановить энергию, вернуть бодрость и живость.
Ход игры. Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Но мы будем не просто слушать – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром. (Включите музыку.)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к общей гармонии. Если хотите, можно закрыть глаза. Чувствуете, как вы сами наполняетесь жизненной силой? Вслушивайтесь в музыку и в такт ей двигайте руками, как будто дирижируете оркестром. Отлично! Вы можете гордиться тем, что у вас такие хорошие оркестры!
Сейчас музыка кончиться. Откройте глаза и устройте для себя и своих оркестров бурные аплодисменты за превосходный концерт.
Быстрые превращения
Цель: метод креативного движения – развитие фантазии и творческих способностей.
Материалы: бодрая, желательно ускоряющаяся музыка.
Ход игры. Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. Тогда я скажу вам, кого вы должны изобразить. (Музыка звучит по 30 сек.)
Превращения: Баба-Яга, робот, грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец…
Скульптор
Цель: научиться выражать свои чувства невербальным языком – мимикой и пантомимикой.
Материалы: бодрая музыка (по желанию).
Ход игры. Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я буду вам называть чувство, а ваша задача — изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? Теперь перейдем к следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека.
Потом дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все части тела.
Игры на релаксацию и визуализацию
Путешествие на облаке
Цель: визуализация, расслабление.
Ход игры. Закрой глаза и сядь поудобнее.
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попа удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо.
Пусть твое облако перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, … Слезь с облака и поблагодари его за волшебное путешествие. Посмотри, как оно медленно растает в воздухе.
После окончания путешествия можно предложить детям нарисовать то место, которое они увидели, сидя на облаке.
Круг силы
Цель: почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и собраться для успешного выполнения задания.
Ход игры. Закрой глаза и сделай три глубоких вдоха… Представь себе, что ты стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освещает тебя мягким светом. Ты стоишь в кругу золотого света, он окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый золотой свет в себя, и тогда сила и тепло этого света проникают во все части твоего тела, до самых кончиков пальцев. Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным…
Ты можешь представлять свой круг силы в любой момент, когда захочешь почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе.