Светлана Александрова
Игры для детей дошкольного возраста для развития умения общаться
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей
ИГРА «СОВУШКА - СОВА».
Цель: формирование внимания, воспитание выдержки.
Возраст : дети дошкольного и школьного возраста
Материалы: заранее обозначенный круг-«гнездо», шапочка или маска совы.
Условия игры : В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).
Публикация «Игры для детей дошкольного возраста для развития умения общаться» размещена в разделах
Ход игры : «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой - совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «День!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:
1)совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;
2)вырываться от совушки нельзя;
3)если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».
Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.
ИГРА «МОЖЕТ БЫТЬ, ПОГОВОРИМ?»
Цель: развитие коммуникативных навыков
Возраст : 4-7
Ход игры : перед началом игры ведущий выдает каждому карандаш и лист бумаги и предлагает представить себе говорящие вещи, например телевизор, холодильник, дневник, футбольный мяч или мягкую игрушку.
Каждый ребенок выбирает себе предмет, который, по его мнению, может рассказать о своем хозяине много интересного и занимательного.
Предметы могут быть самыми разными, различными. Дошкольникам задачу можно облегчить, предложив им выбрать из списка предметов, наиболее им близких, например: мяч, велосипед, мягкая игрушка; телевизор, радио, холодильник; шкаф, тумбочка, кровать; ручка, тетрадь, дневник.
Игру можно усложнить, предложив сначала нарисовать предмет, а потом показать его и от его имени начать рассказ, в ходе которого у детей появляется прекрасная возможность для творчества, а кроме того, они могут увидеть качества своего характера со стороны, в результате чего общая атмосфера в коллективе становится доброжелательнее.
ИГРА "ЧЕМОДАН"
Цель: развитие навыков общения
Возраст : 4-6 лет (средний, старший школьный возраст)
Продолжительность игры : 40 мин
Ход игры : Обязательно желание каждого участника.
Один из участников игры выходит из класса, а другие начинают ему собирать «чемодан», то есть те качества, которые помогают этому человеку в общении с другими; но обязательно указываются и отрицательные качества, над которыми надо работать. Затем каждое качество обсуждается, голосуется большинством. Должно быть 5-7 характеристик. Затем все зачитывается тому, кто выходил. Он имеет право спросить только один вопрос, если что-то непонятно. Так продолжается, пока есть желающие.
В конце игры тот, кто узнал информацию о себе, отвечает на вопросы:
- Что нового о себя я узнал во время занятий группы?
-Что нового я узнал о других людях?
- Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?
- Каким образом я собираюсь это сделать?
ИГРА "РАСКАЖИ СВОЙ СЕКРЕТ"
Цель: развитие коммуникативных способностей
Возраст : 6-10 лет.
Форма проведения: групповая
Текст: У каждого человека есть свои секреты, они могут быть как большими, так и маленькими. Эта игра как раз и заключается в том, чтобы всем рассказать о каких-то секретах. Выбирается ведущий. Он берет мяч, а игроки встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков. Тот должен быстро сказать какой-то секрет - как реальный, например свой, так и придуманный, например такой, который возможен в принципе. Но следует договориться, что чужие секреты выдавать нельзя, потому что это некрасиво и непорядочно. Секреты могут быть простыми, например такими: «Мальчик получил двойку и исправил ее в дневнике на пятерку»; «Девочка прогуляла контрольную, теперь скрывает это от родителей»; «Кошка утащила у хозяйки кусок мяса, и никто об этом не знает». Если игрок не сумел быстро придумать какой-то секрет или не отдал быстро мяч, он выходит из игры. Победителем остается тот, кто дольше всех продержится в игре. Это и будет игрок с самой лучшей реакцией.
ИГРА «ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ»
Цели: развивающая, коммуникативная, познавательная, адаптационная.
Задачи: развитие коммуникативных навыков, творческих способностей; раскрепощение детей, помощь в преодолении застенчивости.
Игровой материал и наглядные пособия: лото с изображением животных и птиц или аналогичные кубики.
Возраст : младший, старший дошкольный (3-6 лет)
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 30 минут
Описание и приемы проведения игры. Дети с помощью воспитателя рассаживаются на стульчики, и педагог начинает объяснять ход игры : «К нам в гости будут приходить разные животные, а какие именно - вы должны догадаться сами». Затем она приглашает наиболее смелых и находчивых ребят, договаривается с детьми шепотом, чтобы не слышали другие, кого из пришедших животных они будут изображать.
Когда дети определятся, какого персонажа они озвучат или покажут его движения, воспитатель объявляет остальным детям: «Сегодня к нам пришел необычный гость, и вы должны его угадать». Из-за ширмы выходит первый гость, например кенгуру. Ребенок, изображая его, складывает руки перед собой и пытается мягко прыгать на ногах.
Второй ребенок может изобразить медведя: чуть расставив ноги и руки, он идет к ребятам и рычит. Или появляется лиса - походка И нее легкая, идет, чуть-чуть раскачивается, облизывается и глазками водит из стороны в сторону. Если ребенку трудно передать движения изображаемых животных, взрослый помогает ему своим советом войти в роль.
Дети стараются отгадать, кто же к ним пришел, и стремятся как можно приветливее встретить любого гостя. Воспитатель помогает детям в этом: «Какая замечательная лиса пришла к нам, какие у нее ушки, какая мордочка, какой пушистый хвост и т. д.». Рассмотрев и познакомившись с каждым гостем, дети приглашают их поиграть с ними. Вдруг раздается стук в дверь, и на пороге появляется следующий гость, и опять все дети принимают его радушно.
Когда встречены 3-4 гостя, взрослый распределяет роли между другими детьми и продолжает до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли животного. Когда дети научатся действиям игры, ее можно будет проводить иначе.
Для закрепления этой игры детям можно предложить зоологическое лото с изображением животных и птиц. В него интереснее играть, если карточки будут разных цветов. Беря кубики с различными животными, дети смогут правильно расставить их на игровом поле, тем самым они запоминают цвета и изучают названия и повадки животных.
Советы воспитателю
В каждом коллективе есть застенчивые, робкие малыши. Они испытывают страх выступления перед публикой, поэтому сначала можно поручить одну и ту же роль двум детям - робкому и смелому. Решительные и находчивые дети могут быть примером в играх для остальных нерешительных детей. Если же все-таки какой-то малыш отказывается от роли, то его не следует принуждать: пусть сначала он будет наблюдающим за игрой и за своими сверстниками. А если характер игры будет веселый, увлекательный, сама атмосфера доброжелательная, то это поможет детям преодолеть страх, нерешительность. Это очень важно для развития малыша.
ИГРА «С ЛИСОЙ И ЗАЙЧИКОМ»
Цели: познавательная, развивающая, коммуникативная.
Задачи: развитие умения выполнять действия по просьбе взрослого, умения выделять части тела животного, выработка умения играть в коллективе.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные зайчик, лиса или другие звери.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма занятия: игровая с элементами беседы.
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель садится на стул приглашает к себе детей. При этом, вынимая из кармана зайчика, спрашивает каждого ребенка: «Кто это? Миша, скажи, кто? Это зайчик. А где у зайчика нос, уши, глаза, хвост, лапы?» Затем просит произносить слова «нос», «глаза» и т. д. Когда дети выполнят просьбы взрослого и еще раз закрепят свои ответы, зайчик исчезает и показывается лиса. Воспитатель опять задает детям вопрос: «Кто это?» и сам отвечает: «Это лиса». Дети рассматривают и сами показывают, где у лисы нос, глаза, уши, хвост.
Советы воспитателю
После занятия игрушки раздаются детям для самостоятельной игры, в ходе которой воспитатель побуждает детей не только показывать уши, глаза, хвост у лисы и зайчика, но и рассказать об их отличиях. На первых занятиях следует показывать детям знакомые игрушки, изображающие домашних животных (кошку, собаку, корову, лошадь). На других занятиях можно уже показывать менее знакомых зверушек. Это делается для того, чтобы привлечь внимание детей к этим игрушкам, научить узнавать и различать их по внешнему виду и названию, тем более что с возрастом они будут знакомиться с другими представителями животного мира.
ИГРА «МЫ ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ»
Цель: научить детей убеждать других, а не навязывать собственное мнение, развитие коммуникативных способностей.
Возраст : 3-5 (дошкольный возраст, 6-8 (младший школьный возраст)
Форма: групповая
Ход игры : ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».
Далее ведущий называет каждому предмет, который нужно взять. Лучше, если эта вещь не подходит для лесной прогулки, так игра получится интереснее.
Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.
Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.
Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.
Далее ведущий объясняет, почему он одних взял, а других – нет. «Штрафники» исправляются, и все вместе идут гулять.
Игры и упражнения на сплочение коллектива
ИГРА "КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ"
Цель: сплочение коллектива, развитие навыков общения, лидерских способностей, креативности и мышления
Возраст : 4-9 лет (дошкольный, младший школьный).
Форма работы: групповая
Ход игры : Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»
Ситуация может быть и другой, главное - чтобы из нее существовало несколько выходов. Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то - другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение. В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая - другой.
УПРАЖНЕНИЕ «ШАРИКИ»
Цель: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.
Возраст : 6-9 лет
Материалы: воздушные шары.
Ход упражнения: Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
ИГРА «ТЫ КИРПИЧИК, Я КИРПИЧИК,
А ВСЕ ВМЕСТЕ – ОБЩИЙ ДОМ!»
Цель: с помощью тела дети должны почувствовать собственную значимость и неповторимость, ощутить чувство принадлежности к группе.
Возраст : 3-6 (дошкольный возраст).
Инструменты : спички.
Ход игры : в этой игре ребятишки не должны говорить. Участвует в основном тело. Освободите как можно больше пространства для игры и выдайте каждому ребенку по одной спичке. Один из них начинает игру и кладет спичку посреди комнаты, второй располагает свою спичку рядом так, чтобы они соприкасались. Далее продолжите таким же образом, пока все спички не будут выложены на пол. Спички можно раскладывать по заранее продуманному сюжету так, чтобы получилась картина или изображение чего-либо. Спички, разложенные на полу, представляют собой своеобразный эскиз, и теперь все ребятишки должны выложить на полу подобную картину из своих тел, и каждый должен при этом касаться кого-нибудь. Когда все на полу расположатся так, как им удобно, нужно запомнить и зафиксировать положение тел в памяти. Потом все вместе встают, пару минут просто так ходят по комнате, а по сигналу ведущего снова занимают то же положение, которое было занято ими несколько минут назад. Эта игра помогает выявить структуру компании, то есть скрытые привязанности и симпатии, ведь чаще всего дети стараются занять положение рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Здесь же можно выявить неформального лидера – того, кто окажется окруженным большим числом ребят. С краю будут находиться застенчивые дети, а ближе к середине – более решительные. Усложнить игру можно, дав определенное задание: например, предложив составить из общего числа тел изображение конкретного объекта – машины, дома и т. д.
ИГРА «КОРОВЫ, СОБАКИ, КОШКИ»
Цель: поднятие настроения и сплочение коллектива.
Возраст : с 6 лет (младший школьный возраст)
Ход игры : Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. ( По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой»).
Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Через минутку я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, «говорящих» на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Помните, что во время хождения по комнате глаза должны оставаться закрытыми. Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой. Начали!
ИГРА «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»
Цель: сплочение детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Возраст : 5-6 лет (старший дошкольник).
Форма работы: коллективная игра
Ход игры : ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
ИГРА «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Цели: сплочение игроков, развитие внимания и ловкости движений.
Задачи: развитие двигательных способностей, координации движений и быстроты реакций, внимательности и ловкости, выносливости и терпения.
Игровые материалы: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Возраст : от старшего дошкольного до среднего школьного (6-12 лет)
Время: 20 минут.
Описание: Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок.
ИГРА «КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»
Цель: способствовать снятию барьеров общения, развитию сплоченности группы.
Задачи: создать положительно настроение в группе, сплотить коллектив.
Игровой материал: отсутствует.
Возраст : с 6 лет (младший школьный возраст).
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 5 – 10 минут.
Ход занятия: Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они выполняют разные задания.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Прятаться или убегать от диких животных.
На протяжении всего упражнения дети не должны отрываться от своего партнера.
ИГРА «КАПИТАН»
Цель: научить детей взаимодействовать в группе
Возраст : младший школьный.
Ход игры : В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя». В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.
Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.
Игры, направленные на снятие конфликтности.
ИГРА «ССОРА».
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? (Поссорились).
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала -
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Вопросы для обсуждения:
Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
А что чувствуют те, кто ссорится?
А можно обойтись без ссор?
Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
ИГРА «ПРИМИРЕНИЕ».
Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Ход игры. Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать ДРУГ другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. ( Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое - машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг ДРУГУ руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?
Развитие лидерских качеств
ИГРА "ДАЛЕКО-ДАЛЕКО, В ГУСТОМ ЛЕСУ. "
Цель: развитие лидерских качеств.
Возраст : дошкольный (3-6 лет).
Ход игры : играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.
ИГРА "КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?"
Цель: определение лидерских качеств
Возраст : 6-8 лет
Форма работы: групповая
Текст: Выбирается ведущий. Остальные игроки образуют круг. Ведущий по очереди бросает мяч игрокам, а те должны быстро дать ответ на очень простой вопрос: «Как тебя зовут?» Сложность в том, что надо называть не свое имя, которое все знают, а какое-то прозвище. Например, мальчик, который любит математику, может на вопрос: «Как тебя зовут?» ответить: «Математик». Он же может ответить: «Рыцарь», «Герой», «Музыкант» и т. д. Главное условие - чтобы прозвище соответствовало качествам характера. Девочка может ответить: «Златовласка», «Поэтесса», «Синеглазка», «Гимнастка» и т. д. Если игрок вовремя не смог ответить или не успел быстро перебросить мяч, то должен выйти из игры. Победителем становится тот, кто продержится дольше других.
ИГРА "КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?"
Цель: определение лидерских качеств
Возраст : 6-8 лет
Форма работы: групповая
Текст: Выбирается ведущий. Остальные игроки образуют круг. Ведущий по очереди бросает мяч игрокам, а те должны быстро дать ответ на очень простой вопрос: «Как тебя зовут?» Сложность в том, что надо называть не свое имя, которое все знают, а какое-то прозвище. Например, мальчик, который любит математику, может на вопрос: «Как тебя зовут?» ответить: «Математик». Он же может ответить: «Рыцарь», «Герой», «Музыкант» и т. д. Главное условие - чтобы прозвище соответствовало качествам характера. Девочка может ответить: «Златовласка», «Поэтесса», «Синеглазка», «Гимнастка» и т. д. Если игрок вовремя не смог ответить или не успел быстро перебросить мяч, то должен выйти из игры. Победителем становится тот, кто продержится дольше других.
ИГРА "КАКТУСЫ РАСТУТ В ПУСТЫНЕ"
Цель: выявление и развитие лидерских способностей.
Форма: групповая
Возраст : дошкольный возраст.
Ход игры : «Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне.» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.
Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»
Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом ( например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).
После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.
Интерпритация: Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями