Ирина Вихрова
Игры-беседы для развития диалогической речи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
№9 г. Липецка.
Игра-беседа «Сказки».
Цель: оценка и суждение.
- Ребята вы любите сказки? (да)
-Почему? (в сказках добро всегда побеждает зло, они учат добру)
-А чему ещё учат сказки? (они учат как правильно поступать, говорить)
-А какие сказки вы больше любите, современные или о прошлом?
(Мне нравятся современные сказки. А мне нравятся сказки о прошлом, из них понятно как люди жили, одевались, говорили раньше)
-Какие современные сказки вы знаете? («Летучий корабль», «Алёша Попович и Тугарин-Змей», «Русалочка», «Шрэк»).
Публикация «Игры-беседы для развития диалогической речи в детском саду» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
-Ребята в какой сказке встречаются забытые слова: сусека, амбар, завалинка.
(«Колобок»)
-Что обозначают эти слова? (сусека-отгороженное место от амбара, где хранится мука; амбар-место где хранятся продукты; завалинка –земля, которой засыпают низ избы с наружней стороны).
-Ребята, давайте заглянем в «Бюро забытых вещей», может мы ещё что- ни-будь забыли?
-Ой сколько здесь вещей! Но мне кажется, что эти вещи непростые, а какие?
(сказочные, прекрасные, страшные, волшебные, заколдованные, умные).
«Бюро забытых вещей»
-Горшочек, из какой сказки? (Из сказки «Свинопас», там горшочек был волшебный и музыкальный. «Волшебный горшочек»).
-Палочка, из какой сказки? (Из сказки «Золушка». «Кот в сапогах»)
-Золотой ключик, из какой сказки? («Приключения Буратино»)
-Колечко, из какой сказки? («12 месяцев»)
-Ребята, что бывает в сказке живой и мёртвой? (вода).
-А в настоящей жизни бывает живая и мёртвая вода? (нет).
Воспитатель достаёт две бутылочки воды, одна чистая другая грязная.
-А это какая вода? (чистая, родниковая, водопроводная)
-В ней может жить рыба, улитки, полить ей цветы? (да)
-Значит она какая? (живая)
-А это какая? (мёртвая, грязная)
-А это что за цветок, наверное, он тоже волшебный.
-На лепестках этого цветка, написаны названье сказок, но не до конца. Вы, дополните?
Сивка…. Красная…. Спящая….
Конёк…. Цветик… Снежная…
Мальчик …. Аленький… Мороз…
Царевна… Золотой… Крошечка….
-Молодцы! Много сказок знаете. Давайте посмотрим что ещё есть в бюро забытых вещей.
Цель: целенаправленное наблюдение, сравнение.
-Здесь чьи-то тени? (это тень Бабы-Яги)
-Откуда вы узнали? (на ней надеты юбка, кофта, повязан платок)
-А разве ваша бабушка эти вещи не надевает, в чём разница? (Баба –Яга надевает рваные, в заплатках вещи и платок завязывает спереди на лбу)
-А волосы у Бабы –Яги какие? (лохматые, спутанные, не расчёсанные)
-Ребята, Баба-Яга какой герой в сказке? Почему? (отрицательный, она злая, всем вредит, колдует)
-А это чья тень? Почему? (Принцессы, Василисы Премудрой, Василисы Прекрасной. Они одеты в красивое, длинное платье и корону)
- В чём различие между Василисой Прекрасной и Василисой Премудрой?
(Василиса Прекрасная – красивая, а Василиса Премудрая – умная)
-Разве Василиса Прекрасная – глупая, а Василиса Премудрая некрасивая?
(Василиса Прекрасная – умная, а Василиса Премудрая – мудрая и всех учит какой - нибудь мудрости, открывает тайны)
-Это, какие героини? (положительные, они всем помогают)
-Что у нас ещё в бюро забытых вещей, какая-то кассета. Давайте её включим.
-Это звуковое письмо, от кого оно()
-Вот вам и чудеса технике. Ребята, какие чудеса технике вы помните в сказках? (летучий корабль, печка-самоходка, музыкальный горшочек, ступа)
-Какие вы помните фильмы-сказки? («Морозко», «Снежная королева», «12 месяцев», «Золотой ключик»)
Цель: противоречие.
-Вы помните сказку «Принцесса на горошине». Сколько было тюфяков и матрасов, а она всё заснуть не могла из -за маленькой горошине. Чтобы такое придумать, чтобы она заснула? (украсть горошину).
-Тогда как король и королева узнают, что принцесса настоящая?
(надо проверить обучена она этикету за столом, вести беседу, красиво танцевать, делать реверанс, ведь этому обучают всех принцесс с детства)
-Правильно! Молодцы!
-Ребята, в каких сказках вы бы хотели поменять конец? («Русалочке», надо чтобы принц женился на ней. «Колобок», мне не нравится что лиса его съела.)
-Молодцы сразу видно, что вы любите сказки, поэтому я вам принесла новые которые вы ещё не читали.
Игра-беседа «Всё про меня».
- Ребята посмотрите, что я вам принесла?
Показывает куклу девочки и мальчика.
- Посмотрите, на кого они похожи? (мальчика и девочку)
-Значит кукла тоже человек, а мы с вами тоже куклы?
Разминка: «Глазки»
-Ребята я хочу поговорить с вами глазками.
Показать радость, грусть, злость, внимание.
Д\игра «Я начну, а ты закончи»
Головой мы (что делаем) -думаем, а кукла?
Ушами –слушаем, а кукла?
Глазами –смотрим, а кукла?
Носом –дышим, нюхаем, а кукла?
Ртом – едим, поём, говорим, а кукла?
Руками – берём, держим, трогаем, рисуем, а кукла?
Ногами – ходим, бегаем, играем, а кукла?
-Правильно ребята, потому что мы живые!
Д/игра «Линия жизни».
Собрать по порядку изображения человека от рождения до старости.
-Как вы думаете, у кого ещё есть линия жизни?
(растений, рыб, птиц, животных).
-Почему? (они живые).
Д/игра «Как эти органы называются у человека, животных?».
-у животных передние лапы, а у человека? (руки).
-у животных шерсть, а у человека? (волосы).
-у животных морда, а у человека? (лицо).
-у животных когти, а у человека? (ногти).
-у птиц клюв, а у человека? (губы).
-какой орган отсутствует у человека, но есть у животных? (хвост).
-у человека усы, а у животных? (вибриссы).
-Ребята, теперь посмотрите на себя и своего соседа.
-Чем вы отличаетесь друг от друга? (одеждой).
-Зачем человеку одежда? (для тепла, чтобы прикрыть тело, для красоты).
-Посмотрите, чем отличаются эти два человека?
Показывает иллюстрацию мужчины и женщины в спортивной форме. (полом).
Д/игра «Чем отличается женщина от мужчины?».
короткие волосы – длинные
борода - нет
усы – нет
силой – слабостью
нет – кормит детей грудью
узкие бёдра – широкие
плечи широкие – узкие.
Д/игра «Кому, что нужно?».
(банты, машины, куклы, рогатки, половник, руль, одежда и т. д.)
-Ребята, у животных, как и у людей, есть мамы, папы и дети.
Д\игра «Назови маму, папу, детёныша».
(слон, коза, волк, лиса, медведь, петух и т. д.)
Игра- беседа «Человек часть природы».
- Ребята, как называется модель земли? (глобус)
-Как называют нашу планету? (Земля, голубой)
- Почему голубой? (много рек, озёр, океанов)
- Посмотрите, какие ещё цвета есть на глобусе? Что они означают?
Д/игра «Зоны обитания».
Воспитатель показывает детям картину с изображением речки, поля, леса, луга с пасущимися коровами, овцами, летающими птицами. Светит солнце.
-Ребята, как вы думаете, как можно назвать эту картину?
(«Солнечный день», «Природа», «Наш дом»)
- Я согласна с названием «Наш дом».
Педагог читает стихотворение Л. Дайнеко.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья,
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом.
-Человек живёт на земле, Его окружает природа.
Природа – это то, что существует независимо от человека. А всё, что сделано руками человека – это не природа, а результаты труда человека.
Д\игра «Живое - неживое».
Д\игра «Что человеку даёт природа».
-Какую пользу приносит нам лес?
(даёт нам тепло, кормит нас, очищает воздух и выделяет кислород)
-Как использует человек реки?
(дают нам воду, по рекам перевозим грузы, плавают теплоходы, ловим в реке рыбу)
-Какую пользу человеку приносит солнце?
(нас согревает, солнечные батареи дают нам энергию)
-Почему человека считают частью природы?
(человек живёт в природе и учится у неё, пользуется её богатствами)
-Правильно, человек не может жить без природы.
Д\игра «Что изобрёл человек, наблюдая за природой?».
-Что человек изобрёл, наблюдая за птицами? (самолёт)
-Что человек изобрёл, наблюдая,как зависает стрекоза в воздухе? (вертолёт)
-Что человек изобрёл, наблюдая за рыбой? (подводную лодку)
- Что человек изобрёл, наблюдая, за водопадом? (душ)
-Что человек узнал, наблюдая за горящим деревом? (получает тепло)
-Что человек узнал, попробовав обгоревшее мясо? (готовить пищу на огне)
Д\игра «Для чего это нужно человеку?».
-Для чего человеку дом? Где взяли материал для строительство дома?
-Для чего человеку машина? Где взяли материал для постройки машины.
-Для чего человеку газ? Откуда берут газ?
-Для чего человеку электричество? Откуда человек берёт электричество?
-Для чего человеку отдых? Где отдыхает человек?
Паспорт проекта.
«Спортивная неделя» во второй младшей группе.
Вид проекта: творческо – информационный и практико – ориентированный.
Продолжительность проекта: непродолжительный.
Автор проекта: Вихрова Ирина Юрьевна.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»,
«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».
Актуальность темы: дети нашей группы имеют недостаточное представление о строение человека, несовершенны навыки дыхания. Недостаточно самостоятельности в самообслуживании (умывание, одевание, раздевание, соблюдения опрятности в одежде).
Проект, предоставляет большие возможности для обогащения двигательного опыта детей. Развитию понимания связи между соответствующим эмоциональным состоянием и действием детей и взрослых.
При реализации проекта обогатятся знания правил здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания детей о строении человеческого тела и о необходимости соблюдении личной гигиены. Сформировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциальным опасным для человека ситуациям.
Цель проекта – обогатить знания детей о строении человека, обучить приёмам саморегуляции и снятию психомышечного напряжения, совершенствовать навыки правильного дыхания зимой. Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Задачи образовательных областей:
Познание - максимально обогатить знания детей о строении человеческого тела и о необходимости соблюдении личной гигиены. Сформировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциальным опасным для человека ситуациям.
Социализация – помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира. Побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Коммуникация – стимулировать эмоциональное содержательное общение ребёнка с взрослым. Стимулировать проявление признаков вне ситуативно – познавательного общения с взрослыми. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.
Чтение художественной литературы – обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности, на интонационную выразительность рассказчика – взрослого.
Художественное творчество – развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.
Физическая культура – содействовать гармоничному физическому развитию детей. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других.
Здоровье – развивать представление о человеке. Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей. Развивать навыки правильного дыхания зимой. Обучить приёмам саморегуляции и снятию психомышечному напряжению.
Безопасность – развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
Музыка – воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать у детей вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.
Предполагаемый результат - обогатятся знания детей о строении человека
и о необходимости соблюдении личной гигиены. Совершенствуются навыки правильного дыхания зимой на улице. Сформируются осторожное и осмотрительное отношение к потенциальным опасным для человека ситуациям.
Роль родителей в реализации проекта – привлечь родителей к установлению эмоционально – тематического контакта с детьми младшего возраста в процессе совместной двигательной деятельности на улице, дома при соблюдении правил безопасности. Просмотреть мультфильмы «Уроки осторожности».
Продукты проектной деятельности:
Выставка детских работ : «Снеговик на лыжах» (лепка); «Зайчик на коньках» (аппликация); «Снежная горка» (рисование).
Праздничное развлечение на улице.
План реализации проекта - НОД
Формирование целостной картины мира – беседы:
«Мойдодыр» - Бондаренко стр. 55.
«Зимние развлечения» -Волчкова стр. 206.
«Я - человек» - Фалькович стр. 118.
Коммуникация - рассматривание картины «Зимой на прогулке».
Волчкова стр209.
Продуктивная деятельность:
Лепка – «Снеговик на лыжах»
Аппликация – «Зайчик на коньках»
Рисование – «Снежная горка»; «Тарелка с витаминами».
Конструирование – постройка из снега горки, снеговика, крепости,животных.
Совместная деятельность:
Чтение художественной литературы :Чуковский К. И «Мойдодыр»,
«Микробы и мыло» стихотворение см. в папке «Я и моё тело» стр. 23.
Развивающие игры : «Найди, из чего состоит кукла?», «Что хорошо, что плохо?»; «Чем отличаются человек от куклы?»; «Назови ласково»; «Найди, что нужно для личной гигиены?»; «Назови настроение человека»; «Отгадай сказку по картинке»; «Я начну, а ты закончи»; «Собери картинку»; «Составь (снежинку, ёлочку, домик) из спичек».
Дыхательные упражнения: «Вырасти большой»; «Лыжник»; «На турнике»;
«Сдуй снежинку с ладони»; «Дует сильный ветер»; «Холодно»; «Снегопад»;
Упражнения для снятия психомышечного напряжения: - «Спасите птенца»; «Сломанная кукла»; «Солнечный зайчик»; «Любопытная Варвара»; «Смешные лица»; «Позы»; «Глазки»;
Пальчиковая гимнастика – «Пальчики здороваются»; «Дети бегут на перегонки»; «Этот пальчик…»; «Где мой пальчик»;
Игры – забавы : с санками, на ледяных дорожках, на лыжах.
Подвижные игры : «Зайка беленький сидит»; «Зимний хоровод»; «Зарядка зверей»; «Берегись - заморожу»; «Снежинки и ветер»; «Снежная карусель»;
Игровые ситуации – «У врача»; «На катке»; «На снежной горке»; «На ледяных дорожках»; «В гости к Мойдодыру».
Просмотр мультфильмов – «Уроки осторожности»
Предварительная работа:
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в формировании двигательной активности детей»
Проведён физкультурный досуг в детско – родительской паре «Весёлая физкультура».
Изготовление дидактических игр по теме.
Итоговое мероприятие: Праздничное развлечение на улице.