Елена Долганова
Игрушка — лучший друг ребёнка. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка-лучший друг ребенка.
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,
как у взрослого — деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре».
(А. С. Макаренко)
Игрушка издавна является лучшим другом ребёнка и неотъемлемой частью его жизни. Игрушки– это специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Значение игрушек для развития ребёнка чрезвычайно велико. Благодаря им решается целый спектр образовательных и воспитательных задач. Ведь игрушка-не только радость и забава, увлекающая кроху, но и великолепный воспитатель,который подготавливает ребенка к жизни в обществе и выступает в качестве средства его психического развития
Публикация «Игрушка — лучший друг ребёнка, Консультация для родителей» размещена в разделах
В первые дни жизни ребенок знакомится с новым для него миром через общение с мамой,слушая ее голос,ощущая ее нежные прикосновения. Затем мама знакомит его с первыми игрушками : погремушками, подвесками, резиновыми кольцами и т. д. Они привлекают малыша своей яркостью, вызывая желание взять в руки, потрясти, извлечь звуки. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук. Музыкальные игрушки (детские гармошки,колокольчики и барабаны) привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Причем, ребенка привлекают уже не просто звуки, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Совершенствуется тем самым музыкальный слух и чувство ритма.
На втором году жизни наступает время дидактическихигрушек. Это всевозможные мячики,резиновые игрушки разных видов (животные, пупсы, сказочные персонажи с четко прорисованными деталями лица); коробочки-стаканчики, которые можно вкладывать друг в друга, насыпать и высыпать из них, например, песок или крупу; пирамидки, кубики. Задача взрослых-показать крохе способ их действия и объяснить,как можно получить результат. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой, действия малыша приобретают целенаправленность и результативность.
Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки,солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Кукла в руках ребенка оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же кроха постоянно заботится о кукле,то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Однако, всем без исключения нравятся мягкие пушистые игрушки. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку, и создается впечатление, что игрушка отвечает ребенку своей привязанностью.
Дни идут, идут, идут, А игрушки не растут
А игрушки не растут. Суп, яичницу, салат…
Даже плюшевый барбос Надо мной смеётся брат.
За год вовсе не подрос. Вся испачкалась мартышка
Я взяла у тёти Нины В стирке заяц с белой мышкой
Для игрушек витамины, В жирном креме мой медведь. Я даю им столько блюд! – Ну, а я иду реветь.
Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.
В этот период роль игрушек в жизни ребенка возрастает, а значит необходимо грамотно их подбирать. Это могут быть наборы игрушечной мебели и посуды, всевозможные конструкторы, пирамидки более сложных конструкций, матрешки и т. д. Куклы, машинки и игрушечные животные теперь нужны большего размера.
К четырем – пяти годам ребенку уже доступны практически все виды детских игр и игрушек, с которыми он сам разыгрывает различные действия. В это время уже четко видно, что мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки – с куклами и кукольными принадлежностями. Но детские развивающие игрушки и игры, такие как мозаика, домино, лото и т. п. интересны всем.
У шестилетних детишек проявляется стремление сделать что-то своими руками: слепить, склеить, сшить, поэтому родителям надо обеспечить малышей различным материалом для творчества. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Например, ребенок может сделать подарок для мамочки. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам.
Помимо готовых детских игр и игрушек, купленных в магазине и имеющих конкретное функциональное назначение, есть еще так называемые предметы-заместители. К ним относятся различные лоскутки, коробки, маленькие кусочки дощечек, палочки и т. д Для ребенка эти вещи имеют огромное значение. Ведь именно с помощью них он учится фантазировать,, а заодно и учится говорить – ведь видя в обычной палочке меч, лопатку, поварешку, ребенок вынужден проговаривать ее новое назначение. Такие многофункциональные игрушки должны присутствовать в арсенале малыша примерно с двух лет, когда у него начинается активное развитие речи.
Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Они способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т. д. Это отличная стимуляция технического мышления.
Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками, созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно- моторным игрушкам.
Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.
Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.
Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ
Самый серьезный вопрос при выборе игрушки – это ее безопасность.
Основными требованиями к безопасности детских игрушек являютсяследующие :
• Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.
•
• Отсутствие неприятного резкого запаха.
•
• Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.
•
• Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см).
•
• Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.
•
• Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.
•
• Безопасный размер. Игрушка, и ее составные части должны быть достаточно крупными, чтобы маленький ребенок не проглотил их.
• Безопасный вес. Соотнесение веса игрушки и ребенка. Сможет ли ребенок поднять игрушку? Не слишком ли она тяжелая для него? Не навредит ли себе, если ее уронит?
•
• Гигиеничность. Возможность мыть и стирать игрушку.
•
• Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.
•
На этикетке детской игрушки ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть указана следующая информация: название игрушки, наименования страны изготовителя, наименование фирмы-изготовителя, ссылка на технический регламент, подтверждающий качество товара, информация об основных потребительских свойствах игрушки, условия хранения и эксплуатации, дата производства и срок годности. Могут быть также указаны составные части игрушки. Это делает каждый уважающий себя производитель.
Не забудьте помыть новую игрушку перед тем, как дать своему малышу!
Для маленького человечка игрушка – нечто большее, чем просто забава. Это самый первый настоящий друг, который знакомит его с окружающим миром. А к выбору друзей нужно относиться очень серьезно. Помогите ребенку обрести друга, который многое даст ему и научит хорошему!