Светлана Авдеева
Игрушка «Логопедическая собака»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к пособию «Логопедическая собака».
Название: «Логопедическая собака».
Цель: создание благоприятных условий для устранения нарушений звукопроизношения у детей.
Задачи:
Повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям, интерес к выполнению заданий.
Публикация «Игрушка „Логопедическая собака“» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2021
Повысить эффективность усвоения ребенком упражнений артикуляционной гимнастики и артикуляционных укладов звуков.
Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.
Разнообразить проведение подгрупповых и фронтальных занятий присутствием сказочного героя, общением с ним.
Повысить психологический комфорт ребенка на логопедических занятиях.
Активация психических процессов.
Рекомендуемый возраст – любой (дошкольный и младший школьный).
Рекомендуемый тип занятия – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Требуемые для работы знания и умения ребенка – отсутствуют.
Логопедическая игрушка с подвижной нижней челюстью, подвижным языком и зубами очень актуальна в работе логопеда. Фотографии подобных игрушек можно встретить в интернете. Мне попадались змея, коты, жирафы и просто вязаный рот. Некоторые пособия были с зубами, некоторые без, подвижность нижней челюсти тоже была различной. Я в своей работе логопедом столкнулась с тем, что дети очень плохо понимают артикуляционный уклад звуков и даже позы артикуляционной гимнастики. Дети с ОВЗ не могут повторить позу или понять её тонкости даже когда логопед показывает им всё на своем примере. Пассивно показать (руками или зондом) не выход, так как у многих детей очень сильный рвотный рефлекс на внешние воздействия. Я почувствовала необходимость сделать себе логопедическую игрушку, которая будет вызывать у детей положительные эмоции, и на которой я смогу им просто и наглядно объяснить любой артикуляционный уклад. Все примеры из интернета мне не подходили по разным причинам. Я решила разработать и связать свою игрушку, с учетом моих потребностей в работе.
Дети любят милых домашних животных. Симпатию чаще всего вызывают кошки и собаки. Но у кошки менее удобное для логопедических целей строение черепа. У собаки мордочка вытянутая, челюсти удлинённые, артикуляционный уклад на них хорошо виден и его удобно выставлять. Игрушка должна быть вязаной. У вязаных игрушек есть много преимуществ: безопасность, экологичность, лёгкость, пластичность, возможность обработки. Кроме этого вязаная игрушка имеет бугристую структуру, которая развивает мелкую моторику. Моя игрушка связана из натуральной шерсти, что ещё более усиливает сенсорное воздействие. Мы все знаем о пользе тактильных ощущений в работе с детьми с ОВЗ. Тактильное восприятие не только помогает лучше познавать окружающий мир, но и косвенно влияет на развитие речи и мышления.
Моя логопедическая собака сделана в виде перчаточной куклы, для надевания на руку. Большой палец – нижняя челюсть, указательный – язык, остальные три пальца – голова и верхняя челюсть. Всё подвижно. И я могу беседовать с ребенком от лица собачки, что часто является важным психологическим моментом занятия. Моя собака может «приходить ко мне в гости» и на фронтальные занятия, помогать мне их вести. На индивидуальных занятиях мы смотрим на собаке, как и куда поставить язык. Это можно делать, надев игрушку на руку. А можно надеть её на подставку и руками формировать любую позу языка и челюстей. Вязаный язык легко гнётся. Его можно поставить и перед зубами, и за ними, чтобы показать артикуляционное упражнение. Ведь повторить упражнение за сказочной игрушкой намного «веселее», чем за «взрослой тётей». Именно для этих целей так важно наличие у игрушки зубов, похожих на человеческие.
Но и этих целей мне показалось мало. Собачка должна побуждать малыша к дальнейшей работе над мелкой моторикой и над автоматизацией звуков. Моя собачка – девочка. Она любит украшения. У неё есть бусы и бантик. Она может принести их с собой на занятие. Мы снимем с неё бантик (развязать – развитие мелкой моторики) и поиграем с ним (как именно расскажу в инструкции). А бусы мы используем для автоматизации звуков, параллельно с развитием мелкой моторики и тактильных ощущений.
Собачке можно дать собственное имя в зависимости от звуков, которые может произносить ребенок. Имя можно придумать вместе с малышом.
Ожидаемые результаты – повышения интереса к занятиям с логопедом, развитие мелкой моторики, сенсорных ощущений, более лёгкое усвоение ребенком упражнений артикуляционной гимнастики и артикуляционных укладов звуков, психологический комфорт и хорошее настроение от общения со сказочным героем, готовность выполнять даже трудные задания по просьбе собачки.
Список материалов, использованных при создании пособия: нитки шерстяные (натуральные) разных цветов, пуговицы для глаз, бусины деревянные и пластиковые разных размеров.
Инструкцию по использованию пособия «Логопедическая собака».
На фронтальных и подгрупповых занятиях.
В начале занятия или в ходе его говорим детям: «Ребята, сегодня к нам в гости пришла собачка Тяпа (имя любое). Она нам расскажет (загадает загадки, поиграет с нами, научит нас и т. д. ….». И далее собачка участвует в занятии. Хвалит детей, просит их что-то сделать и т. д.
В ходе занятия все дети могут подгадить собачку для развития тактильных ощущений.
На индивидуальных занятиях.
На подготовительном этапе смотрим на собачке, как и куда поставить язык при изучении новых упражнений артикуляционной гимнастики. Это можно делать, надев игрушку на руку. А можно надеть её на подставку и руками формировать любую позу языка и челюстей. Вязаный язык легко гнётся. Его можно поставить и перед зубами, и за ними, чтобы показать артикуляционное упражнение.
На подготовительном этапе при развитии мелкой моторики можно гладить собачку, развязать её бантик и поиграть с ним, рассмотреть и пощупать бусины (а также найти большие бусины, маленькие и средние). Игры с бантиком. Привязываем бантик на пальчик ребенку. Просим: «Подними (согни) пальчик с бантиком». Можно шевелить пальчиком, на котором бантик. Можно согнуть все остальные пальчики, а с бантиком не сгибать. Простор для творчества зависит от фантазии педагога.
На этапе постановки звуков собачка показывает, как правильно поставить язычок для произнесения нужного звука. Можно беседовать с ребенком от лица собачки, а можно просто использовать её как объект для показа поз.
На этапе автоматизации собачка просит малыша взять свои бусы и проговаривать слоги или слова, перебирая большие бусины.
Таким образом, время для работы с пособием на занятии может быть от нескольких минут до времени всего занятия целиком. Всё зависит от желания и творчества педагога и от образовательных задач.