Пурклова Наталья Сергеевна
Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти
детей.
Игра «Кто больше запомнит?».
Первый участник игры произносит любое слово. Следующий участник игры
повторяет это слово и произносит свое и т. д. Перед началом игры можно оговорить
тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например, на уроке русского
языка может идти речь об именах существительных женского рода.
Игра «Запоминаем рисуя».
Публикация «Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ведущий готовит список из 20 слов. Последовательно называет слова, после
каждого названного слова считает до трех. За это время участники знаком
зарисовывают названное слово. В конце игры они должны назвать все слова по
порядку, опираясь на свои рисунки.
Игра «Запоминаем слова».
Игра проводится в парах. Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет
на нем 20 слов. Пока дети пишут, им нужно эти слова запомнить. Через одну минуту
участники обмениваются листочками и проверяют, как каждый из них запомнил
записанные слова.
Игра – это серьезная учебная работа. Я систематически завершаю отдельные
этапы урока соответствующей игрой и убедилась, как быстро формируются при
этом читательские умения учеников, как усиливается их желание учиться.
Урок лучше начинать с игровой артикуляционной разминки. Работаем
над постановкой дыхания и развиваем четкость произношения. Чем глубже мы
дышим, тем сильнее воздействие упражнения.
10
- Делаем вдох носом, выдох - через рот. Вдох. Задержали дыхание.
Выдох. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счет «раз», «два»
делаем глубокий вдох, на счет «три» задерживаем дыхание и делаем выдох при
плавном счете от одного до десяти (или пока хватает дыхания).
Далее работаем со скороговорками, чистоговорками, подчеркнуто четко
читаем абзацы текстов, строфы, пословицы, отдельные сочетания и предложения из
текста, с которым дети работают в классе и дома. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как
предпосылка правильного чтения
Выработка внимания к окончанию слова: вода – водный; белый – бельё; у
чистого берега – у дальнего леса; внимание к корню слова: чистота – частота;
девушка – дедушка.
Деление трудного слова на более легкие: «бодрый» из «ободрился»,
«приободрился»; «хозяйство» из «хозяйственный», «сельскохозяйственный».
Прием взаимопроверки (ученики работают в парах) один ученик читает,
его сосед слушает и следит за правильностью чтения, отмечая ошибки. Затем
читающий и слушающий меняются ролями.
Чтение «Кто играет в прятки?» В случайном наборе букв надо найти и
прочитать слова, узнать, кто играет в прятки - звери, птицы, насекомые или кто-то
еще. Эта игра помогает детям пополнить словарный запас, развивает у них
внимание и зоркость при чтении. Карточки можно использовать как орфограммы на
уроках русского языка, окружающего мира и др.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память
Игра «Слова». Назвать как можно больше слов, относящихся к
определенной теме. Например, «Школа», «Город» и т. п.
Игра «Кто больше запомнит?». Кто-то один называет любое слово, другой
его повторяет и произносит свое слово и т. д.
Написание зрительных диктантов. Наборы слов, предложенные И. Т.
Федоренко, я чередовала с написанием наборов слов, взятых из пословиц и
поговорок, предложенных Беспаловыми (журнал «Начальная школа» № 6, 94 г.).
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя,
умение угадывать последующий текст
«Губы». Используется для разграничения чтения детьми про себя и чтения
вслух. По команде «Читать про себя!» дети прикладывают к губам указательный
палец.
«Угадай» (развитие смысловой догадки – антиципации слов и предложений.)
Тексты выбираются из известных детям произведений. Например, таких, как текст
сказки «Репка».
ПО… де… ре…. Вы… ре… бо…-пре…. Ста… де… ре… тя.. Тя… - потя… ,
вы… не мо…
«Финиш». Называется текст из учебника, указывается слово, до которого
дети должны дочитать как можно быстрее. Дочитав, поднимают руку. Учитель
выборочно проверяет правильность ответов по тексту, задавая ученикам вопросы.
Тем самым предупреждается «скольжение» по тексту.
11
На уроках литературного чтения во 2-4 классах чтению отводится 30-35
минут. Урок ориентирован на формирование у детей правильного типа читательской
деятельности, который представляет собой «трехступенчатый процесс»
целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до
чтения, в процессе чтения и после чтения). При работе над текстом до чтения дети
читают ключевые слова, которые есть в учебнике перед текстом или записаны на
доске. Это очень важно для понимания содержания текста. Далее ученики читают
заглавие текста и рассматривают иллюстрации к тексту. На основании ключевых
слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании
текста. Ставится задача прочитать текст и проверить свои предположения. При
отработке навыка чтения используются различные по целям и формам организации
упражнения. Ниже приведены некоторые из них.
Многократное чтение (предложил И. Г. Пальченко, журнал «Начальная
школа» № 12, 94 г.); жужжащее чтение (эффективно использовать на ежеурочных
пятиминутках чтения); чтение вслух по «цепочке»; комментированное чтение;
чтение за диктором; чтение в паре с товарищем; чтение с отрывом взгляда от
текста; чтение молча и др.
На каждом уроке я использую прием стимулирования. Моим ребятам больше
нравится такой: в конце урока, за 3-4 минуты до звонка, проводим самозамер
скорости чтения. Результаты фиксируются в читательском дневнике. Результат,
свидетельствующий об увеличении скорости чтения, благотворно сказывается на
отношении учеников к чтению.
В результате к концу 1-го полугодия во 2-м классе мои ученики улучшили
умение читать по всем параметрам (правильность, беглость, сознательность,
выразительность, о чем свидетельствует ведомость, в которой отражаются
динамика техники и показатели качества чтения.
На уроке чтения, как мне кажется, принципиально важна исследовательская
направленность работы, которая побуждает детей осмысливать текст, а также
выразительно читать отдельные фрагменты текста.
Ставя перед учениками проблемные вопросы, я стараюсь говорить просто и
ясно. Успех урока зачастую зависит от умения вести диалог, поэтому я стремлюсь
слушать и слышать учеников, находить верные решения в разных ситуациях,
выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов.
Не допускаю при этом излишней категоричности и нетерпимости к иным
суждениям.