Алина Николаевна
Игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра: «Назови ласково».
Цель: сформировать у детей навыки использования в речи существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Ход игры: на доску (фланелеграф) прикрепить большой и маленький круг, детям раздать картинки с изображением предметов большого и маленького размера, ребенок выходит к доске и, называя предмет большого размера, крепит его под большим кругом, аналогично с предметом маленького размера.
2. Игра: «Живое – неживое»
Публикация «Игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Цель: дать представление о понятии «живое» и «неживое». Обогащение словаря. Формирование навыка правильного употребления вопросов «Кто это?», «Что это?»
Ход игры: Это одна из игр «быстрого реагирования». Воспитатель называет разные предметы - живые и неживые. А участники дети должны сообразить, что сделать.
Если предмет живой - подпрыгнуть, если не живой - присесть. Ошибся - выходи из игры.
3. Игра: «Где находится?»
Цель: формировать навык правильного употребления предлогов в речи, согласовывать предлоги с существительными в предложном падеже.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки и задает вопрос: «Где находится предмет?». На картинках изображены: мяч на полке, карандаши в стакане и т. д.
4. Игра: «Посчитай».
Цель: Формирование у детей навыка согласования числительных один, четыре, пять с существительными. Закрепление в речи.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображением одного или нескольких предметов, просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- Один карандаш, два карандаша и т. д.
5. Игра: «Образуй слова – действия».
Цель: Сформировать у детей навык образования слов – действий от существительных.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки на которых изображены эмоции: смех, радость, грусть, злость, просит детей образовать слова-действия. Например, смех - Я (что делаю) смеюсь.
6. Игра: «Чьи это вещи?»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежности вещей для взрослых и детей.
Ход игры: воспитатель показывает детям 6 карточек с изображением членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Затем показывает картинку с какой-либо вещью и спрашивает у детей: «Чьи это очки?» и т. д.
7. Игра: «Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы.
8. Игра: «Что не дорисовал художник?»
Цель: употребление существительных в родительном падеже.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки с недорисованными частями предметов, дети называют, что не дорисовал художник. Например, часы без стрелок и т. д.
9. Игра: «Составьте загадки про овощи, фрукты, ягоды»
Цель: формирование навыка описания предметов с помощью опорной схемы.
Ход игры: воспитатель предлагает детям схему, на которой указан ряд признаков предмета (форма,цвет,величина,вкус). Ребенок задумывает овощ или фрукт и начинает описывать его по предложенной схеме. Остальные дети должны отгадать по описанию.
10. Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать к имеющимся прилагательным противоположные значения.
Ход игры: воспитатель предлагает детям образовать круг, в котором он бросает мяч, и называет слово, а дети должны быстро придумать противоположное значение.
Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый. Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный. Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий. Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий. Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.