Сикорская Наталья
Игровые упражнения как средство развития координации движений для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения как средство развития координации движений для детей дошкольного возраста
В настоящее время важным направлениям в работе современной дошкольной образовательной организации является развитие у детей дошкольного возраста координации движений. Что находит подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. А именно в Стандарте в образовательной области «Физическое развитие» одной из ключевых задач выступает приобретение опыта в разных видах детской деятельности, в том числе двигательной, которая связана с выполнением упражнений, способствующих развитию координации движения.
Публикация «Игровые упражнения как средство развития координации движений для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слово «координация» от латинского «coordinatio» означает взаимоупорядочение. Координация является согласованием деятельности мышц тела, которое направлено на то, чтобы успешно выполнять какие-либо задачи.
Развитие координации движений у дошкольников подразумевает не только совершенствование движений, которые выполняет ребенок. В первую очередь координация движений связана с согласованным взаимодействием процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, которые создают благоприятные условия для реализации координированной работы центральной нервной системы в целом. Поэтому развитие координации движений у детей представляет собой очень важную задачу, которая решается педагогами дошкольного образования, родителями воспитанников.
Основным видом деятельности в дошкольный период детства является игра. Игра является формой деятельности в условных ситуациях, которая направлена на то, чтобы воссоздавать и усваивать общественный опыт, фиксируемого в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
В своей деятельности мы активно применяем игровые упражнения как средство развития координации движений у дошкольников.
Игровые упражнения является таким типом упражнений, который построен на основе использования игры как одного из видов деятельности и средства обучения.
Ниже представлены примеры игровых упражнений, направленных на развитие координации движений у дошкольников.
Игровое упражнение «Удочка» предполагает, что из числа игроков выбирают водящего, располагающегося в центре игрового поля. Остальные дети располагаются вокруг водящего на расстоянии, которое соответствует длине веревки. Задача водящего в ходе игры вращать веревку по кругу над самой землей, и остальным детям нужно подпрыгивать вверх, поджимая ноги, чтобы мешочек не задел их. Кого из игроков задела веревка, он не успел подпрыгнуть, становится водящим (рис. 1).
Рис. 1. Игровое упражнение «Удочка»
Игровое упражнение «Скворечники». В игре расположены скворечники по периметру игровой площадки, количество которых меньше, чем игроков, на один. Один ребенок выполняет роль водящего, остальные игроки, включая водящего, могут свободно передвигаться по игровой площадке под музыку. Когда музыка остановится, то игроки пытаются занять любой из скворечников, водящий тоже занимает свободный скворечник, если ребенок не занял скворечник, то он становится водящим.
Игровое упражнение «Канатоходец» подразумевает, что на игровой площадке мелом нарисована тропа канатоходца, ширина которой не превосходит ширины стопы. Перед детьми стоит задача по похождению дистанции как можно быстрее, но при этом не оступившись.
«Послушай, поверь и себя проверь» : детям нужно положить руки на колени, затем по команде ведущего хлопнуть в ладоши, правой рукой взяться за нос, а левой – за правое ухо. Потом ведущий снова просит хлопнуть и поменять руки.
«Мяч в корзину» : на игровой площадке установлены корзины, в которые необходимо забросить мяч, на некотором расстоянии от нее проводится черта, которая обозначает место, с которого игроки осуществляют бросок. Детей следует поделить на команды, где у каждого участника есть свой мяч. Перед каждой командой стоит задача – забросить как можно больше мячей (рис. 2).
Рис. 2. Игровое упражнение «Мяч в корзину»
Таким образом, использование игровых упражнений как средства развития координации движений у дошкольников является эффективным педагогическим средством. Связано это с тем, что дети дошкольного возраста непринужденно включаются в игру, при этом педагоги решают ряд необходимых задач, в том числе по развитию координации движений.