Екатерина Немкова
Игровые упражнения для развития графомоторных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд №1) Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. Особенно важна проблема формирования графомоторных навыков у младших школьников, имеющих речевые нарушения. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
Публикация «Игровые упражнения для развития графомоторных навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
(Слайд №2) Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Чтобы ребёнок был готов к школе, уверенно чувствовал себя на уроках, необходимо сформировать у него навыки и умения, необходимые для овладения письмом, так как трудности при обучении грамоте являются наиболее частой причиной дезадаптации и снижения учебной мотивации. В век современных технологий многие родители не придают большого значения умению красиво писать, когда можно быстро напечатать на компьютере, не прилагая усилий для точной координации пальцев рук. Следовательно, у значительной части детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-двигательных и слуховых связей, графического навыка. Практика показывает, что у большинства первоклассников движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности, слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки и умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Нужно отметить, что для дошкольников важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Каким же образом можно развивать «ручную умелость»?
Конечно, с помощью педагогов и, что немало важно, привлечения родителей!
Представляю вам этапы развития формированию графомоторных навыков у детей.
(Слайд №3) I этап – это развитие крупной и мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики необходимо:
• выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);
• лепить из пластилина или глины;
• вырезать из бумаги;
• нанизывать бусины, пуговицы и т. д. ;
• застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
• собирать мозаики и конструкторы;
• раскрашивать красками;
• копировать рисунки на прозрачную бумагу и т. д.
(Слайд №4) II этап – направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.
Этот этап предусматривает:
• ориентировку в собственном теле;
• ориентировку в окружающем пространстве;
• уточнение пространственного расположения фигур и букв
(Слайд №5) III этап
• Развитие зрительного гнозиса :
-контурные изображения предметов,
-перечеркнутые контурные изображения,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
• Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- развитие зрительного анализа и синтеза;
(Слайд №6) IV этап – изобразительно-графические способности :
• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
• Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
• Наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование орнаментов
• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование по клеткам предметов сложной формы.
• Овладение графической символизацией
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Хотела познакомить вас с некоторыми интересными вариациями уже знакомых нам заданий в новой форме:
(Слайд №7) Работа по шаблонам
(Слайд №8) Парашютисты
(Слайд №9) Разнообразим штриховку
(Слайд №10) Развитие межполушарного взаимодействия
(Слайд №11) Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»
Дошкольники в силу свойственных им особенностей пространственного восприятия чаще производят движения зеркально. Задача прямого отображения может оказаться для них непосильной. Если задача развить пространственное мышление и восприятие, то следует до начала игры объяснить, что зеркальное воспроизведение не верно.
(Слайд №12) Бери осторожно!
(Слайд №13) Спасибо за внимание!