Светлана Алешкина
Игровые технологии воспитания и обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как игры помогают ДОО решать учебные задачи
Разберем игровые методы и приемы, с помощью которых можно обучать детей. Игровые занятия полезны тем, что дети не устают, и так же, как на обычных уроках, получают полезные знания.
Какую игру считают обучающей.
Игра станет инструментом обучения, если из нее ребенок вынесет какой-то жизненный опыт. Пример: дети играют в магазин, один ребенок продавец, другой – покупатель. Оба примеряют на себя профессиональные роли, как во взрослой жизни. Через игру они запоминают, что товар можно получить только за деньги, что у него должна быть цена, что к покупке нужен чек.
Публикация «Игровые технологии воспитания и обучения дошкольников» размещена в разделах
На заметку:
По каким признакам определить обучающую игру
Обучающая игра имеет четыре особенности:
– у нее всегда учебная цель;
– дети не замечают обучения, так как уверены, что просто играют;
– зачастую детям нужен учебно-наглядный материал как средство игры.
Проводите обучающие игры в три этапа (подготовка, практика, анализ).
Как провести обучающую игру :
Что сделать воспитателю :
Подготовка- Определите учебную цель, выберите игру и составьте ее план, продумайте ее правила. Определите время и место игры, количество участников. Подготовьте материалы, которые понадобятся детям во время игры
Процесс игры- Объясните детям суть и правила игры, раздайте игровые материалы. Подсказывайте дошкольникам, как действовать, чтобы игра привела к нужному результату
Анализ и обсуждение результатов
Этот этап включает анализ, рефлексию, оценку, самооценку, выводы, обобщения и рекомендации. Определите, какие игровые приемы оказались наиболее эффективными, а что не сработало и почему. Заинтересуйте детей продолжением игры. Например, можно сказать: «Новая игра будет ещё интереснее»
Какие есть обучающие игры :
Рассмотрим наиболее популярные учебные игры, которые положительно влияют на развитие дошкольников.
Дидактическая игра. Это вид учебных занятий в игровой форме. У дидактической игры есть правила, структура и система оценки. Например, в игре «Север, юг, восток, запад» дошкольники учатся ориентироваться по компасу.
Совет:
Не раскрывайте детям главную цель дидактической игры
Важно, чтобы дети чувствовали себя в игре, а не на учебе, но получали знания и навыки. Включите в игру два компонента: сбор информации и выбор решения. Тогда дошкольники получат от игры полезный опыт. Предлагайте детям развивающие игры: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады. Они и увлекательные, и обучающие.
Воображаемая ситуация. Это игровой метод с ролями и специальным оборудованием. К примеру, игра «Магазин цветов» позволяет совершенствовать знания о растениях. Связную речь и знания о родном городе развивает игра-путешествие. Роль в подобном типе игры может получить не только ребенок, но и любая игрушка. Например, Бабушка-Загадушка, которая загадывает загадки, или Петрушка, который учит вежливым словам.
Внезапное появление игрушек, спонтанные инсценировки. Воспитатель выполняет различные игровые действия на занятиях, чтобы снять с детей усталость и повысить активность. Эти приемы вызывают чувство удивления неожиданностью и необычностью. Например, воспитатель внезапно «превратился» в Лисичку и рассказывает о своих «приключениях», вдруг вместо воспитателя появился Винни-Пух и т. д.
Загадки и викторины. Это увлекательные вопросы, которые пробуждают в детях дух соревнования. Особенно полезны дошкольникам старшей и подготовительной групп.
На заметку:
Как воспитателю включиться в процесс игры
Воспитатель может выступать в игре как организатор, инициатор, участник, советчик, болельщик или арбитр. Решайте, кем будете, в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, сложности правил игры. Но в любом случае будьте готовы дать детям подсказку по игре, ответить на вопрос, подбодрить.
Игры, которые возникают по инициативе детей. Включают самодеятельные и сюжетные игры. Например, это игры-эксперименты, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры. Они развивают инициативу и творчество дошкольников, позволяют размышлять над правилами игры.
Игры, которые возникают по инициативе взрослого. Включают обучающие, досуговые и театрально-постановочные игры. К примеру, это игры-забавы, сюжетно-дидактические, подвижные, интеллектуальные, театрализованные, празднично-карнавальные игры. Помогают сформировать у детей культуру игры, служат естественной формой передачи дошкольникам знаний.
Игры, которые идут от традиций этноса. Включают традиционные, или народные, игры. Могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. Примеры таких игр: лапта, фанты, горелки, прятки, салки, ручеек, жмурки.
Как обучать детей с помощью игровых технологий.
Игровая технология – это набор игровых методов и приемов, которые позволяют обучать детей незаметно от них самих. Дети думают, что просто играют, а на самом деле получают практические знания и навыки.
Зачем вовлекать детей в обучающие игры.
Особенность игровой технологии : сюжет любой игры развивается параллельно учебной теме, которую запланировал воспитатель. На решение учебной задачи в процессе игры у ребенка уходит меньше нервной энергии, чем на обычном уроке. Поэтому дети лучше усваивают учебный материал, который дает воспитатель.
Совет:
Поддерживайте интерес детей к играм
Предлагайте детям разнообразные игры, чтобы они не уставали и не считали их обыденностью. Комбинируйте простые игры с более сложными, но учитывайте учебные задачи, которые собираетесь решить. Если ребенок утратил интерес к игре, стоит на время ее отложить.
Какие учебные задачи можно решить с помощью игровых приемов
Дидактические: Игра расширяет кругозор ребенка, формирует познавательную деятельность, дает полезные практические навыки
Развивающие: Игра развивает внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности
Воспитывающие : В играх дети учатся быть самостоятельными, принимать решения. У них формируются жизненные позиции, они учатся сотрудничать, общаться
Социализирующие : Игра приобщает детей к нормам и ценностям общества, учит самодисциплине, снимает психологическое напряжение
Совет:
Хорошо продумывайте игры, которые предлагаете детям
Учебная игра дает положительный результат, когда дети и педагог к ней подготовлены. Заранее продумайте сценарий игры, четко обозначьте учебные задачи, возможные методические приемы выхода из сложной ситуации. Спланируйте, как будете подводить итоги игры, какие результаты проанализируете.
Как выбрать подходящую игру:
Выбор игры зависит от времени года и суток, климатических условий, протяженности светового дня, наличия игровых аксессуаров, ситуации в детском коллективе и т. д. Выбирайте игру в зависимости от воспитательных задач. Учитывайте, что дошкольники должны проявлять к игре интерес, иначе она не принесет учебных результатов. Продумайте, как адаптировать конкретную игру к участникам и условиям.
Как предложить игру детям:
Важно, чтобы учебные цели воспитателя совпадали с желаниями дошкольников. Заинтересуйте детей игрой, чтобы они захотели в нее включиться. Расскажите об игре необычным способом: например, сделайте красивые афиши, объявите о начале по игрушечному радио и т. п.
Перед началом игры расскажите воспитанникам о ее правилах. Постарайтесь объяснять максимально понятно, чтобы не отпугнуть детей сложностью. Если игра ролевая, учитывайте предпочтения дошкольников, кто кем хочет быть. Так вы поддержите положительный психологический климат в группе.
Совет:
Выделите в группе специальное место для обучающих игр.
Игровое пространство должно быть эстетически привлекательным для дошкольников, чтобы им хотелось туда вернуться. Также важно, чтобы место для игр:
– подходило по размеру для большого числа участников;
– было безопасным и удобным для детей;
– не имело отвлекающих факторов;
– не быть местом прочих занятий взрослых и детей.
Как организовать игровой коллектив :
Игровые задачи формулируйте так, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские способности. Не важно, как играют дети: в одиночку, в парах или коллективно.
Чаще применяйте коллективную форму работы. Обычно в игре участвуют пять–шесть детей, но могут участвовать и до 30 человек, то есть почти вся группа. Разделяйте дошкольников на микроколлективы при помощи жеребьевки, считалки и т. п. Когда будете разбивать детей на игровые группы, соблюдайте этику, учитывайте привязанности, симпатии и антипатии.
Как распределить игровые роли :
Роли в игре не должны зависеть от пола, возраста и физических особенностей детей. Большинство игр построены на равноправии, что исключает конфликты среди дошкольников. Роли могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными.
Совет:
Оцените, полезны ли детям их роли
Распределяйте воспитанников так, чтобы роль помогала детям:
– укрепить авторитет;
– проявить активность;
– стать организованными;
– проявить себя, подружиться со всеми.
Следите, чтобы в игре у детей не проявлялось зазнайство. Не допускайте, чтобы главные участники демонстрировали свое превосходство над остальными играющими.
Как развивать игры в группе:
Чтобы игра приносила пользу, меняйте участников и обстановку, усложняйте правила. Насыщайте игровые действия эмоциями, следите, чтобы дошкольники не переутомлялись.