Лилия Дегтярева
Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю свой опыт работы по теме «Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников»
Экологическое воспитание по ФГОС рассматривается в образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество, понимания взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально - положительного отношения к природе.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры ФГОС ДО.
В настоящее время интенсивно развивается методика экологического воспитания среди дошкольников : совершенствуются методы, создаются программы работы с детьми с учетом специфики природных и социальных условий страны. К числу таких методов относят и игру, в которой обязательно должны быть задействованы взрослые. Взрослому нужно не только руководить, но и участвовать в игре, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.
Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал.
Так как тема экологии в детском саду является актуальной, и учитывая, что игра - это ведущий вид деятельности, в своей работе с детьми активно использую игровые технологии, направленные на экологическое воспитание дошкольников.
Основная цель использования игровых технологий в экологическом образовании воспитанников - это формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.
Через игровую деятельность, направленную на экологическое развитие, решаются образовательные и воспитательные задачи, такие как:
• углублять и расширять у детей экологические знания;
•прививать начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;
•развивать познавательную, творческую активность дошкольников в ходе игровой деятельности;
• воспитывать у дошкольников чувство бережного отношения к природе.
Предлагаем классификацию экологических игр, которую я используют в своей педагогической практике.
Классификация экологических игр
Сюжетно-ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра– воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов, воспринимаются детьми эмоционально, становятся объектом подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, например: «Репка», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», «Дюймовочка» и др.,
Театрализованные игры. Чтение литературы, обыгрывание сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом образовании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Дидактические игры. Игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Например: «Найди отличие?», «Кто где живёт?», «Летает, прыгает, бегает» (о приспособлении животных к среде обитания);«Птицы-рыбы-звери», и т. д.
Предметные игры. Игры с использованием различных предметов природы такими как, листья, семена, цветы, фрукты, овощи. Задания способствуют формированию сенсорике, развивают наблюдательность.
Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Например, такие игры, как «Вершки - корешки», «Найди по листу дерево», «Угадай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Что растёт в лесу?» и т. д.
Настольно-печатные игры. Игры типа лото, домино, разрезанные и парные картинки «Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Садовод», «Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; игровое пособие «Времена года» и др.
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Лэпбук. Методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Наполняя папку материалом экологического содержания не следует забывать о возрастном принципе. Лэпбук может быть посвящён определенной теме. В целях эффективности обучения детей, изготовила лэпбуки на тему «Деревья нашего леса», «Лесные жители», «Осень».
Словесные игры. Игры, содержанием которых являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых, играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Это игры типа: «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и т. д. Важной особенностью таких игр является возможность развивать речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы.
Подвижные игры. Игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых, отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Совушка», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Медведи и пчёлы», «Охотники и зайцы»и т. д. Подражая действиям, имитирую звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Таким образом, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению воспитанниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.