Марина Полушкина
Игровые технологии в процессе занятий по хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин (название структурного подразделения)
Новые игровые технологии
в процессе занятий по хореографии
Итоговая работа
Срок обучения с «17» октября 2023 г. по «02» ноября 2023г.
Исполнитель:
Полушкина Марина Владимировна,
ПДО по хореографии
МБДОУ №202 «Детский сад общеразвивающего вида»
г. Кемерово
(контактный телефон 8-951-607-6672)
Консультант:
Шаталова И. Л. ,
методист кафедры ГиХЭД
Содержание
Введение …3
Игровой стретчинг – как игровая технология на занятиях по хореографии 4
Наша практическая деятельность….5
Заключение ….….12
Литература ….….14
Введение.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Игра — естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития.
Игра организует деятельность ребенка, его жизнь.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу воспитанников на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению новому. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.
Одной из игровых технологий на занятиях по хореографии и является игровой стретчинг.
Игровой стретчинг.
Упражнения такого типа носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу игры.
Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме. Упражнения выполняются детьми самостоятельно, без воздействия со стороны. Они доступны всем для общефизического развития и рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику.
Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм, т. е. к таким, в которые дети могут играть долгое время. В продолжительной игре можно частично менять, усложнять содержание.
Подобные игры сплачивают ребят вокруг одной цели, объединяют общими интересами, вызывают совместные радостные переживания.
Как и любое занятие гимнастикой, стретчинг основывается на чередовании напряжения и расслабление мышц, таком, чтобы нагрузка на все тело ребенка была равномерной. Сюда входят упражнения:
-2-3 для мышц живота (прогибы назад)
-1 для укрепления позвоночника (повороты)
-2-3 для мышц спины (наклоны вперед)
-1 2 для мышц тазового пояса
-1-2 для укрепления мышц ног
1-2 для стоп
- 1 на равновесие
Группы занимающихся составляются из детей приблизительно одинакового возраста. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14 упражнений. Движения подчиняются соответствующему музыкальному ритму. Лучше, если избранная педагогом музыка будет стилистически однородной.
Наша практическая деятельность.
В процессе занятий дети учатся быстро переключать внимание. Сделав упражнения, садятся в позу «слушания» (обязательно с прямой спиной) и слушают начало или продолжение сказки, в ходе которой дети будут имитировать животных, различные окружающие предметы с передачей характерных основных признаков или движений.
Дети садятся в исходное положения.
Педагог приступает к рассказу.
-Уверена, что вы все любите рисовать.
Тогда, здравствуй, юный художник! Да,
именно художник, потому что всякий, кто умеет
придумывать и фантазировать, кто в своем воображении создает целый мир, может так себя называть. Но этого мало. Важно, чтобы не только ты сам считал себя художником, надо, чтобы это сказали о тебе другие. И в этом тебя поддержат карандаши, фломастеры, резинка-ластик. Если ты научишься правильно ими пользоваться, они помогут тебе нарисовать много интересного и удивительного. Ведь карандаши - это волшебные палочки, которые умеют творить чудеса. Но так устроен наш мир, что даже волшебству надо учиться.
Представим, что наши ножки – карандаши.
Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ»
Исходное положение – дети лежат на спине, руки спокойно
Вытянуты вдоль тела, ладонями вниз.
Медленно поднять обе ноги вверх и так же медленно возвратить их
в исходное положение.
Проделать нужное число раз.
Упражнение «Молодые и старые карандаши»
Исходное положение – сесть в позу (прямого угла). Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади.
Поднять туго натянутые ноги в вертикальное положение «молодые карандаши».
Задержаться в этом положении нужное время.
Перекатиться на спину, ноги согнуть в коленях, пятки максимально приблизить к ягодицам. Обхватить колени руками, голову
прижать к коленям «старые карандаши».
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
Вернуться в исходное для комплекса данных
упражнений положение.
- Давайте теперь сочиним и сыграем сказку
о Карандаше. Жил-был Карандаш, который
Больше всего на свете любил рисовать. И если люди живут в доме, то и у карандаша есть свой домик- коробка.
Упражнение «Коробка с карандашами»
Исходное положение- сесть в позу (прямого угла).
Руки поднять вверх, ладонями вперед. Не сгибая
ног, нагнуться, старясь прямыми руками достать
пальцы ног. Грудью коснуться ног. Задержаться нужное
время. Медленно вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
-Карандаш рисовал все подряд, все, что попадалось на глаза: людей, животных, дома, деревья. Увидит рыбку в пруду – и тут же нарисует.
Упражнение «Рыбка»
Исходное положение – лечь ничком, ноги вместе, руки согнуть в локтях ладони положить на пол на уровне плеч.
Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно, сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное количество раз.
- Заметит Карандаш змейку, и вот она уже
как живая.
Упражнения «Змея»
Исходное положение- лечь ничком на пол, ноги вместе,
ладони на полу на уровне плеч.
Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться насколько возможно.
Задержаться нужное время.
Медленно вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
Упражнение «кошечка»
Исходное положение- встать на колени,
прямыми руками упереться в пол на уровне плеч.
Поднять голову, максимально прогнуть
спину (ласковая кошечка). Задержаться нужное
время. Опустить голову, максимально выгнуть
спину (сердитая кошечка).
Задержаться нужное время.
Повторить нужное число раз
Упражнение «Собака»
Исходное положение- сесть на пятки, руки в упоре сзади, параллельно одна другой. Пальцы обращены в сторону от тела.
Выгнуть спину и откинуть голову назад. Медленно подвинуть кисти рук насколько возможно.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
Дети садятся в исходное положение.
-Когда у Карандаша получались хорошие
рисунки, он радовался, а когда что-то не
Получалось –огорчался, но любимое дело не
бросал. И с упорством рисовал снова и снова.
А по соседству жила Резинка- белая, чистая и очень аккуратная. Ее страстью было наводить чистоту.
Малейший непорядок – и она и на с головой бросалась в дело.
-Ах, какое безобразие,- воскликнула она, увидев рисунки Карандаша на чем попало: в тетрадях, книгах, на полу.
Дети делятся на две группы: одни-Карандаши, другие-Резинки.
«Карандаши» принимают исходное положение, уже известное под названием «прямого угла».
«Резинки» группируются в «комочек», то есть
Садятся на пятки, голову опускают вниз, руками
обхватывают колени.
Далее упражнения выполняют поочередно:
Карандаш-Резинка, Карандаш- Резинка и т. д
Нарисовал Карандаш летучую мышь в тетрадке.
Упражнение «Летучая мышь»
Исходное положение- сесть в позу (прямого
угла, развести ноги в стороны как можно шире.
Наклониться вперед, стараясь коснуться
подбородком пола. Руки развести в стороны
параллельно полу. Задержаться нужное время. «Непорядок», решила Резинка и в мгновенье ока стерла рисунок.
«Резинка» перекатом по полу докатываются до рисунков (Карандашей) и,
дотронувшись до «Летучих мышей» (стерев их, откатываются назад.
- Изобразил Карандаш носорога. Резинка тут как тут.
Упражнение «носорог».
Исходное положение- лечь на спину, руки заложить за голову, ноги выпрямить, пальцы ног вытянуть.
Поднять голову и плечи, одновременно поднять одну ногу, сгибая ее в колене. Стараться коленом коснуться
носа. Другая нога сохраняет прямое положение на полу. Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Затем проделать то же упражнение с другой ноги.
«Резинки» стирают и эти рисунки.
-Нарисует Карандаш улитку, а Резинка снова ее сотрет.
Упражнение «улитка»
Исходное положение- лечь на спину, ноги вместе, пальцы ног вытянуты. Руки лежат вдоль тела, ладонями вниз.
Медленно поднять прямые ноги, затем таз и
весь корпус в вертикальное положение,
оставаясь в опоре на плечах и руках.
Не останавливаясь, занести ноги за голову, пока
пальцы не коснутся пола.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число.
«Резинки» стирают «Улиток», и все дети садятся в исходное положение.
- С этой минуты Резинка всюду следовала за
Карандашом. Карандаш совсем потерял покой. Как всякий художник, он мечтал оставить после себя рисунки. И стал Карандаш побаиваться Резинки.
-Посмотрит Карандаш по сторонам – нет Резинки. И быстро нарисует,
например, аиста. Но неугомонная Резинка тут как тут.
Упражнение «Аист»
Исходное положение-встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять левую ногу, согнув ее в колени, обхватить левой рукой щиколотку. Правую руку поднять вверх а ладонью вперед. Голова поднята.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Проделать то же другой ногой.
Повторить нужное число раз.
«Резинка стирает и этот рисунок»
- Карандаш совсем растерялся, увидев
приближающуюся Резинку, и от страха
нарисовал два хобота слона вместо положенного одного.
Упражнение «Слон»
Исходное положение- встать прямо, ноги вместе. Прямые руки за спиной.
Наклониться вперед, стараясь прижать лоб к
Коленям. Ноги не сгибать. Прямые руки поднять вверх, притом вытянуть вперед до положения параллельно полу (руки не соединены-«два хобота»)
Задержаться нужное время.
-Ну вот,- вконец расстроился Карандаш и виновато посмотрел на Резинку. Я сделал ошибку.
-Вот эту?-спросила Резинка и стерла один лишний хобот.
(В это время «Слоны» сцепляют прямые руки). И тут они увидели, какой хороший получился рисунок.
Все дети садятся в основное исходное положение.
- Ведь ты можешь стирать не все, а только то, что нарисовала неправильно,-сказал Карандаш.
Резинка задумалась.
- Я согласна,- наконец заявила она.
С тех пор они не разлучаются. Стоит карандашу ошибиться.
Резинка тут как тут – сейчас же исправит ошибку.
Заключение.
Данную технологию я использую в своей практике уже много лет и очень довольна результатом: в легкой сказочной форме дети осваивают упражнения на гибкость, пластичность. Занятия проходят динамично, результативно, увлекательно для детей.
Главное - обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного упражнения.
В дальнейшем планирую работать над развитием фантазии и выразительности в движениях обучающихся.
Литература.
Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2016