ольга курмак
Игровые технологии в практике работы с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые технологии в практике работы с детьми ОВЗ"
Краткая справка по актуальности темы:
Есть - тенденция к увеличению детей с ОВЗ. Категории детей по ОВЗ: нарушения - слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, ЗПР, нарушение поведения и общения, сложные дефекты.
ОВЗ - это не диагноз, не медицинский термин, понятие обозначено в федеральном законе Образования Российской федерации 273 статья, как лицо - имеющее особенности развития, и нуждающееся в специальных условиях в получении образования. У таких детей есть СТАТУС, статус, который предполагает создание специальных условий образования. Первое - наличие Адаптированной программы, индивидуализации, адаптации по его индивидуальным особенностям, развитию (есть вероятность, когда есть инвалидность, но ребенок успешно усваивает программу обучения по возрасту).
Публикация «Игровые технологии в практике работы с детьми ОВЗ» размещена в разделах
Конечно, прежде чем начать предметный разговор по теме сегодняшнего семинара, важно поделиться опытом.
Что может быть препятствием в организации и проведении игровой деятельности с детьми с ОВЗ. Есть дети, которые энергетически истощаемы, ситуативно бездеятелены, другая категория с показателями СДВГ. Всем требуется постоянный, контроль, педагогический такт, персонифицированный подход.
Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ
- Разновозростность группы
- Особенности поведения, развития
- Дети реагируют на источники света, минимальное увеличение звука
Отсюда:
- Сложности и планирования утренников и развлечений
- Сопровождение на занятиях специалистов.
Из всего сказанного важно понимать, как важен компонент детства: «Игровая деятельность» - ведущий вид деятельности ребенка. А если это касается развития детей с ОВЗ - то вдвойне!
Освоение новых навыков - успех и удовлетворение для педагогов. При проведении консультаций с родителями, в самом начале посещения ребенком данной группы, особо объясняется, как важно освоить культурно-гигиенические навыки. Это показатель психического развития ребенка. Если ребенок не освоил эти навыки, идет отставание, торможение более сложных навыков учебной деятельности.
Понятие «Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ
1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
2. Учет структуры дефекта;
3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
5. Соответствие коррекционной цели занятия;
6. Учет принципа смены видов деятельности;
7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактические игры - расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике; воспитательные- воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности; развивающие - развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей; социальные - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Цель игр - непосредственное развитие ребёнка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей. Доказано, что усвоение новых знаний, а также адаптация детей в окружающем мире происходят намного успешнее в процессе игры, нежели на обычных занятиях.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются : развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование социальных навыков и социализации; обеспечение эмоциональной разрядки. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использовании можно добиться гарантированного результата в обучении и воспитании. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
- обучающая - закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие памяти, внимания, мышления;
- развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;
- коммуникативная - объединение коллектива группы, установление эмоционального контакта, свободное сотрудничество детей и педагога;
- релаксационная - снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
- коррекционная - внесение позитивных изменений в структуру личностных познаний.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словестно-логического мышления. Именно в процессе игры развиваются способность ребенка создать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывая их. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много положительных эмоции ребенку.
Применяются настольные игры, как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т. д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Например, две юбочки, одинаковые по фасону и цвету или две куклы, не отличающиеся ничем. Далее задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Приложение: Видео. Демонстрация и показ игр, которые можно сделать своими руками:
1. - 2-а варианта игр на развитие зрительно-моторной координации «Сортер»
2. - на соответствие цветов «Кораблик»
3. - по образцу «Машинки»
4. - «Игра в паре» на соответствие цветов
5. - на последовательность
6. - повтори комбинацию цветов
7. - на развитие межполушарного взаимодействия
8. - на изучение букв и цифр
9. - на развитие математических навыков
10. - игра «Лего»
11. «Прищепки»
12. «Перчатки» - тактильное узнавание
13. «Чудесный мешочек»
14. и т. д.
Учитель-дефектолог: О. П. Курмак