Ирина Моисеенко
Игровые технологии в обучении хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в обучении хореографии
Человек только тогда твёрдо стоит на ногах, когда знает историю родной земли, её традиции и культуру. Целенаправленное воздействие на личность воспитанников средствами народной хореографической культуры, важной части национальной культуры, служит их социально-личностному развитию, ведёт к успешности.
Традиционное хореографическое обучение
делится на два основных этапа.
Публикация «Игровые технологии в обучении хореографии» размещена в разделах
Первый этап – «игровой». Дети 7-11 лет постигают основы танцевальной культуры через игру, в которой используются инструментальная музыка, простые танцевальные элементы.
Второй этап – «технический». Дети 12-16 лет осваивают технически сложные, замысловатые хореографические элементы, разучивают танцы.
Очерё дность вышеуказанных этапов: «игрового» и «технического» соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей.
Исполнительская традиция представляет собой как стройную систему психической коррекции, направленную на гармоничное развитие человека.
Важной проблемой образования является неприятие многими детьми занятий. Радость познания подчас гасится отсутствием заинтересованности со стороны детей. Поэтому в качестве наиболее доступного метода обучения воспитанников мной широко используется метод игровых технологий.
Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Она способствует психологической разгрузке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. Она источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.
В методике выделяются следующие виды педагогических игр:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие,
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность воспитанников.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Используются следующие игры:
- игра ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.
- игра предметная – игра с окружающими предметами, в которой ребёнок учится использовать их по прямому назначению.
- игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.
- игра сюжетная – игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.
Композиция занятия с использованием игровой технологии такова :
1. Весёлая Физ. минутка. (Музыка Э. Грин «Норвежская полька»)
Педагог: - сегодня, ребята, у нас необычное занятие, мы побываем в стране сказок. А про гномов знаете сказки? Гномики, какие они? Весёлые, шутливые, добрые. А теперь представьте, что мы все гномики. Итак, начинается в стране гномов утро ( все: Здравствуй, солнце золотое! (показывают солнце). Здравствуй, небо голубое! (показывают небо). Здравствуй, вольный ветерок! (показывают ветер). Здравствуй, утро! (жест на право). Здравствуй, день (жест влево). Нам здороваться, не лень! (поклон). 3. Разминка в середине зала. «Хорошая осанка» (музыка Ф. Шуберта «Марш»).
2. Разминка на середине зала. «Хорошая осанка» (музыка Ф. Шуберта «Марш»)
Все гномы были красивые, подтянутые, бодрые и здоровые, (разминка в середине зала) они любили делать зарядку по утрам. Гномы основное внимание уделяли постановке корпуса поэтому, ребята, давайте мы сделаем упражнение для правильной осанки. Развести руки в стороны и неся стаканчик на голове, пройти по кругу:(музыка К. Чернии «Этюд»)
- танцевальным шагом;
- на каблуках;
- перекаты;
- амплуате; (руки на бёдрах на раз шаг правой ногой, согнутую на 90 левую ногу поднять вверх, на два левой ногой сделать шаг, правую ногу поднять на 90….)
- повернуться вокруг себя….Молодцы!
3. Разучивание композиции танца на основе сказок. («На лесной лужайке»).
1-24 такты. Танцевальная импровизация. Дети придумывают танец стрекоз, бабочек, пчёлок (девочки) и зайчиков, кузнечиков (мальчики, выражающий чувство радости, восхищения красатой летней природы в соответствии с ритмом и характером музыки. Останавливаются с окончанием музыкальной части.
4. Завершение занятия.
- Молодцы! Давайте представим: мы – гномики. Наши гномики очень внимательные и дружные. Вместе ходят на прогулку, вместе весело играют и любят дружно танцевать. Так прошёл ещё один день весёлых гномов. Посмотрите, уже темнеет, ветер становится сильнее, скоро ночь и нам пора возвращаться домой. Давайте возьмёмся за руки и пойдём по кругу, зигзагом. Вот и дошли до дома и уснули сладким сном. (Музыка «Колыбельная»)
В хореографической студии «Радуга» занимаются дети с 7 лет. Метод игровых технологий позволяет раскрыться порой ещё не реализованным способностям и задаткам личности, расширяет границы для проведения творчества, причём происходит это легко и непринуждённо. Воспитанники с удовольствием «перевоплощаются» в сказочных героев и самозабвенно двигаются в ритме и характере музыки. Раскрепощаются самые робкие и стеснительные, а самые непоседливые становятся послушными, терпеливыми, внимательными – ведь идёт игра – это азарт и желание выиграть. Моя цель достигнута: идёт эффективное обучение и воспитание.
Чтобы занятия с использованием игровой технологии проходили продуктивно, педагог должен:
• учитывать возрастные особенности воспитанников, характер каждого ребёнка, их индивидуальные способности, интересы и возможности;
• обладать всеми необходимыми знаниями и умениями;
• заинтересовать и создать условия для творческой работы;
• правильно объяснить и организовать игру;
• создавать положительный настрой.
И я убеждена: после таких занятий дети будут приходить в класс хореографии с охотой, с улыбкой, не будут опаздывать, боясь пропустить что-то интересное. Они станут более развитыми, раскрепощёнными, отзывчивыми на всё прекрасное.