Сердитых Анна
Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывают наблюдения, старшие дошкольники с радостью откликаются на игровые приемы и в самостоятельной художественной деятельности они нередко рисуют и лепят играя.
Применение игровых приемов в изобразительной деятельности со старшими дошкольниками, значительно активизирует их творческие возможности. Однако в работе со старшими дошкольниками есть своя специфика.
Публикация «Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью у старших дошкольников» размещена в разделах
В соответствии с развивающими интересами детей изменяется и содержание игровых приемов. Основным становится общение между людьми. Безусловно, детям по-прежнему интересны ролевые действия с предметами, но уже в большей степени они состоят из ролевых действий, отражающих взаимоотношения между персонажами.
В процессе организованного игрового общения происходит руководство изобразительной деятельностью детей : ставится и объясняется задача, правила ее решения или стимулируется постановка творческих задач самими детьми.
Придумываю игровые сюжеты следует опираться не только на их непосредственный опыт,но и на знания, впечатления полученные из книг. Мультфильмов и других источников. Игровые действия,характеризующие взаимоотношения персонажей, выражаются в основном в речи. Из игрового материала используются предметы-заместитель и воображаемые предметы. Например, обыгрывание игрушек. Содержание игровых действий-в основном общение, взаимодействие детей с любимыми игровыми персонажами, общение персонажей между собой. В процессе игрового общения раскрываются особенности взаимоотношений между ними: оказание помощи, объяснение и т. д.
Если в занятии участвуют несколько игровых персонажей, то организуется и демонстрируется общение между ними. В этих случиях используется ролевой диалог, а повествовательная речь дополняет, комментируют процесс общения. Дополнительные средства ролевого общения (жесты, мимика) должны быть очень выразительны, так как речь занимает ведущее место в игровом общении и при отсутствии дополнительных средств диалоги могут быть неинтересными. Воспитатель организует обследование изображаемых предметов,вызывает интерес к предстоящему изображению или побуждает детей к придумыванию темы рисунка, стимулирует творческую активность в замысле и поиске способов изображения.
Какие игрушки можно использовать применяя данный прием? Когда игровой персонаж однозначен (Мальвина, Буратино и. т. д.)игрушка должна быть выполнена в реалистической манере и передавать тот конкретный образ, который уже сложился в представлении детей. В тех случаях, когда персонаж не обладает однозначными внешними особенностями (медведь, зайчик) можно использовать условные игрушки: персонажи пальчикового театра, теневого театра.
В старшем дошкольном возрасте применяются приемы, в которых носителями ролей являются не игрушки и рисунки, а сами дети. В этом случае изобразительная деятельность на занятии организуется по типу аналогичной деятельности взрослых (строители-аппликации домов, гончары-лепка).Сначала воспитатель вызывает у детей интерес к роли, желание ее принять.
Самостоятельная художественная деятельность старших дошкольников возможна в виде игр «Художественная мастерская», «Архитекторы» в игровой форме возможно решение учебных задач.
В работе со старшими дошкольниками возможно использовать общественно направленную мотивацию их деятельности. Для принятия такого мотива необходим соответствующий «эмоционально-интеллектуальный опыт детей» приобретенный вне данного занятия. Только после этого можно поставить цель-нарисовать (слепить).Конкретизируя задачи,надо убедить детей в необходимости их выполнения. Анализ и оценку детских работ следует проводить так, чтобы продемонстрировать, как они используются теми,для кого предназначены. Занятия с применением игровых приемов не должны быть более длительными, чем обычные.
Таким образом, чем органичнее содержание занятий и игровых приемов связано с повседневной жизнью дошкольников, с общевоспитательной работой детского сада, тем естественнее игровое общение на занятиях, тем больше времени можно уделять собственно исполнительской деятельности детей.