Марина Бакшаева
Игровые приемы при изучении темы «Состав чисел в пределах 10» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: познавательно-речевое развитие
Образовательная область: познание
Математика - это цепь понятий:
Выпадает одно зёрнышко –
и непонятно будет дальнейшее
Н. К. Крупская
Актуальность: Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильвой описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками»
Публикация «Игровые приемы при изучении темы „Состав чисел в пределах 10“ в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Состав числа. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
образовательная область «Познание»:
«…Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших. Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду…»
Цель: учить составлять числа в пределах 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа (на наглядной основе). Закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закреплять понимание отношения чисел натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) каждое число на 1 в пределах 10. Закреплять умение составлять число из единиц. Тренировать в ориентировке на плоскости: слева, справа, вверху, внизу, над. Активизировать внимание, память, логическое мышление.
Игра предназначена для использования в образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, для свободной самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы.
Опыт работы:
Раздаточный материал - по 10 кружков на каждого ребенка
Перед началом повторить с детьми где левая рука, где правая рука.
1. Возьмите 1 кружок и положите его слева возле себя.
Сколько кружков слева? (1)
Сколько кружков справа? (0)
Всего кружков? (1)
Вывод: 1 + 0 = 1 (проговариваем хором, постепенно запомнят все дети: «один да еще ноль, получится один)
2. Положите слева над кружком еще один кружок.
Сколько кружков слева? (2)
Сколько кружков справа? (0)
Всего кружков? (2)
Вывод: 2 + 0 = 2 («два да еще ноль, получится два»)
Покажите кружки слева сверху вниз по одному. (Дети показывают и говорят: «Один, еще один, всего два кружка»)
Передвиньте верхний левый кружок вправо.
Сколько кружков слева? (1)
Сколько кружков справа? (1)
Всего кружков? (2)
Вывод: 1 + 1 = 2 («один да еще один, получится два»)
3. Сдвиньте кружки, с которыми работали, влево. Положите их вертикально, один над другим. Добавьте еще один кружок.
Сколько кружков слева? (3)
Сколько кружков справа? (0)
Всего кружков? (3)
Вывод: 3 + 0 = 3 («три да еще ноль, получится три»)
Покажите кружки сверху вниз по одному. (Дети показывают и говорят: «Один, еще один, еще один, всего три кружка»)
Передвиньте верхний левый кружок вправо.
Сколько кружков слева? (2)
Сколько кружков справа? (1)
Всего кружков? (3)
Вывод: 2 + 1 = 3 («два да еще один, получится три»)
Передвиньте один левый кружок вправо.
Сколько кружков слева? (1)
Сколько кружков справа? (2)
Всего кружков? (3)
Вывод: 1 + 2 = 3
Передвиньте один левый кружок вправо.
Сколько кружков слева? (0)
Сколько кружков справа? (3)
Всего кружков? (3)
Вывод: 0 + 3 = 3
4. Сдвиньте кружки, с которыми работали, влево. Положите их вертикально, один над другим. Добавьте еще один кружок.
Сколько кружков слева? (4)
Сколько кружков справа? (0)
Всего кружков? (4)
Вывод: 4 + 0 = 4
Покажите кружки сверху вниз по одному. (Дети показывают и говорят: «Один, еще один, еще один, еще один, всего четыре кружка»)
Передвиньте верхний левый кружок вправо.
Сколько кружков слева? (3)
Сколько кружков справа? (1)
Всего кружков? (4)
Вывод: 3 + 1 = 4
Передвиньте один левый кружок вправо.
Сколько кружков слева? (2)
Сколько кружков справа? (2)
Всего кружков? (4)
Вывод: 2 + 2 = 4
Передвиньте один левый кружок вправо.
Сколько кружков слева? (1)
Сколько кружков справа? (3)
Всего кружков? (4)
Вывод: 1 + 3 = 4
И так далее…
Внимание: рассматриваются варианты не более чем с 10 кружками!
Состав чисел в пределах 5 из двух меньших дети усваивают с помощью этой игры очень быстро. На закрепление использую вопросы: «из каких чисел можно составить число 2? («один и один»); число 3? («один, один и один», «два и один»); число 4? («один, один, один и один», «три и один», «два и два») и т. д.
При неоднократном использовании игры дети усваивают состав чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.