Дюльгер Лидия
Игровые приемы на занятиях по развитию речи в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приемы на занятиях по развитию речи в младшей группе.
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте речь становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждении. Развитие связной речи сопряжено с развитием двух форм речи — диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др., пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребёнка в семье, в детском саду и т. д. Многочисленные исследования психологов доказывают, что использование игровых приёмов оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует всестороннему развитию. В младшей группе на занятиях широко используют настольный театр игрушек, картинок; театр на фланелеграфе. Воспитатель определяет основные направления деятельности, ставит следующие задачи:
Публикация «Игровые приемы на занятиях по развитию речи в младшей группе» размещена в разделах
*развивать устойчивый интерес к игровой деятельности;
*обогащать и активизировать словарь детей;
*воспитывать правильное звукопроизношение;
*учить детей диалогу;
*стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).
В младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребё нка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Весёлый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», и семеро козлят» и т. д. Сказки приходят к детям с театром Петрушки, кукол бибабо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.
Чтобы обучение шло успешно, воспитателю следует предусматривать следующие моменты:
*положительное отношение ребёнка к усвоению программного материала на занятиях;
*непосредственно- чувственное ознакомление с предметами и материалами;
*активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более целеустремлённой и избирательной;
*эмоциональность общения взрослого с ребёнком, повышение уровня понимания речи и активное использование ребёнком собственной речи.
Сначала исполнителем всех ролей является воспитатель. Голос воспитателя спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводит детей в сказку. Характер персонажей воспитатель выражает голосом, походкой.
Важным условием успешного применения театрализованных игр на занятиях по развитию речи является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. Можно использовать следующие игровые приёмы :
*использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали.»);
*имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колёса, лягушку-маму и лягушку-ребёнка и др.);
*чтение художественных произведений со звукоподражаниями (весёлые песенки, потешки, загадки);
*использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.).
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети включались в занятия с удовольствием, активно участвовали в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приё мов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи ищем мёд!» или «Мы хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, а дети, подражая взрослому закрепляют звуки, запоминают определённые слова, учатся отвечать на вопросы.
Принесённые в труппу костюмы, шапочки. маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней и искренней.