Михеева Людмила Викторовна
Игровые приемы автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Детский сад № 182"г. о. Самара
Игровые приемы автоматизации звуков
Воспитатель : Михеева Людмила Викторовна
2021г.
«Игровые приемы автоматизации звуков»
Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.
Публикация «Игровые приемы автоматизации звуков» размещена в разделах
Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т. д. конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Предлагаю картотеку игр со звуками.
Картотека игр для родителей на автоматизацию звуков
Цель: помочь родителям осуществлять слуховой контроль за произносимыми ребенком звуками.
«Собери чемодан и рюкзак»
Помоги собрать все вещи, которые пригодятся на море. Помоги сложить все вещи, без которых не обойтись в лесу. Называй картинки и выделяй звук Р, Л, С. (в зависимости от того, что автоматизируется). Речевой материал: шоРты, саРафан, поЛотенце, БЛуза, РЕмень, чаСы, кРуг, РасЧеска, зубная паСта, кРЕм, туфЛИ, плееР, Сланцы, Шлепанцы, пЛатье, зеРкало, Зонт, фотоаппаРат, Сандалии, РубаШка, купаЛЬник, кроССовки, дЖинсы, теЛЕфон, Лак, боСоножки, тРуСы, Сумка, коШелёк, БРИтва, биЛЕты, кЛЮч, Зубная щетка, батаРЕйки, Шляпа, оЧки, моЧалка, футбоЛка, науШники, таБЛЕтки, паСпоРт, ноСки, маСка, тРубка, ноЖик, фонаРИк, бинокЛЬ, бейсбоЛка, удоЧка, пЛастыРЬ, пЛЕд, туаЛЕтная бумага, котеЛок, Лодка, бутеРброд, мыЛо, компаС, каРта, коСынка, Лопата, СпиЧки, топоР, Ракетки, пиЛа, теРмос, веРЕвка, воЛанЧик, паЛатка, шаШлык, соЛЬ.
«Ходилки»
На любую игру «ходилки» накладываются новые правила: игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если игрок остановился на цветном кружочке, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р) или мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто наберет большее количество жетонов за правильно подобранные слова.
«Холодильник»
Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т. п.
Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
Дифференциация: на правую дверцу сложи продукты в названии которых есть звук С, на левую в которых есть звук Ш.
«Подскажи звук»
Предложить ребенку договорить последний звук, читая любое произведение:
На солнышке грелся черноухий котено…. К
На него смотрел белолапый щено…. К
Охотники развели в лесу косте…. Р
Ученик держал в руке каранда…. Ш
Малыш попросил маму купить красный ша…. Р
На лесную поляну выбежал зая…. Ц
В зоопарке жил сло…. Н, бегемо…. Т, крокоди…. Л
По стволу стучал пестрый дяте….Л
Белочка спрятала орешки в дупл…. О
По двору бродит пету…. Х
«Скороговорки в картинках»
Заключение
Одним из условий развития правильной речи детей выступает правильная, образная речь родителей, которая должна быть образцом для ребёнка. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.
Начиная работу с родителями необходимо объяснить им, что их участие в речевом развитии ребёнка должно быть не разовым, а систематизированным. Если родители не будут выполнять данных и рекомендаций, то нарушится целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребёнок. Взаимодействие всех взрослых необходимо для успешного речевого развития ребёнка.
Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.
Применять эти игровые приемы можно как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них можно использовать на дальнейших этапах по развитию фонематического восприятия, могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
Список использованной литературы
1. Бородин А. М. Методика развития речи детей. М. : «Просвещение», 1974.
2. Занятие по развитию речи в детском саду. Под ред. О. С. Ушаковой. М. : «Совершенство», 1999.
3. Зуева Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи – 4 альбома.
3. Игра в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1981.
4. Логопедия: Учебное пособие. / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989.
5. Мастюкова Е. М. Формирование у детей правильного произношения. / Дефектология. 1990.
6. Пожиленко Б. А. Волшебный мир звуков и слов. М., «ВЛАДОС», 1999.
7. Селеверстов В. И. Речевые игры с детьми. М. : «ВЛАДОС», 1994.
8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим нарушением. Воспитание и обучение. М. : «Издательство Гном и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование игровых приемов
Как показывает практика, большое количество детей поступает в школу с нарушениями речи, что в последующем может вызвать проблемы с письменной речью и общую неуспеваемость.