Мария Камалова
Игровые квесты как средство формирования культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из главных задач дошкольной образовательной организации является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и ценностей здорового образ жизни.
Понятие "здоровый образ жизни" однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О,Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая, однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Квест-игры в поисках Здоровья
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Квест-технологии. Консультации для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
От уровня психического и физического положения населения от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста представляется в современном обществе актуальным. Именно в возрасте до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет становление функциональных систем организма, интенсивное развитие всех органов, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом, наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» и «здоровый» - как не больной. Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни : соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умении реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами: чистить зубы, мыть руки, делать зарядку. Дети по – прежнему соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а так же в неосознанной опасности нездорового поведения человека для сохранения здоровья.
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры? Как привить навыки культуры здорового образа жизни? Какие методы, приемы и формы использовать в педагогической деятельности? Эти вопросы актуальны и стоят перед каждым педагогом дошкольной образовательной организации.
В практике дошкольных образовательных организаций применяются как традиционные здоровьесберегающие технологии, так и нетрадиционные, позволяющие формировать потребности и ценности здорового образа жизни детей. Безусловно, в условиях дошкольного образовательного учреждения используются дидактические игры, словесные игры, но редко затрагивается вопрос использования такой современной формы, как квесты.
Понятие «квест» в педагогической науке рассматривается как организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ребенок осуществляет поиск информации по указанным адресам, включающий поиск этих адресов или иных объектов. Воспитательный потенциал игровых квестов, как средство формирования культуры здорового образа жизни, достаточно высок. В данных играх воспитывается командный дух, такие качества, как честность, ответственность, упорство, формируется дружеское отношение детей друг к другу, а также развиваются навыки взаимодействия и ценности сохранения здоровья. Значимый потенциал квеста в формировании здорового образа жизни заключается в том, что игровые квесты по своей форме, структуре, представляют интересную для детей деятельность, и самое главное, деятельность активную. Поэтому ребенок в такой игре может не только закреплять свои представления о здоровом образе жизни, но и одновременно развиваться физически, укреплять свое здоровье посредством выполнения определенных заданий на каждом этапе игры. В соответствии с этим, мы полагаем, что на современном этапе целесообразно рассматривать игровые квесты, как одно из современных, доступных средств формирования культуры здорового образа жизни.
Библиографический список
1. Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е. В. Касперович // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол: В. М. Киселев (отв. ред.) [и др. ]. - Мн. : БГУ, 2015. - С. 5-6
2. Козлова, Н. С. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. С. Козлова, А. В. Некрасова, И. Л. Горбунова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 387-389. 13.
3. Психологическая энциклопедия /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – СПб. 2006.
4. Решетников, П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
5. Секач, А. С. Выбери здоровый образ жизни! / А. С. Секач, И. М. Егорова. - Мн. : 2016. - 22 с.