Ольга Марышонкова
Игровой тренинг преодоления страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно встретить человека, который бы никогда и ничего бы не боялся. Страх - врожденная эмоция человека. Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь.
Считаю, что профилактическая работа по предупреждению у детей страха медицинских процедур позволяет сохранить их психическое здоровье и облегчить взаимодействие с медицинскими работниками.
Публикация «Игровой тренинг преодоления страхов медицинских процедур у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игровой тренинг
преодоления страхов медицинских медицинских процедур у детей дошкольного возраста
Цель:
Преодоление участниками тренинга внутренних барьеров и страхов, управление собственным эмоциональным состоянием, улучшение психологического самочувствия дошкольников.
Методы и современные педагогические технологии: дискуссия, игротерапия, функциональная музыка, диагностика страхов, сказочная имидж-терапия, арт-терапия, «эмоциональные качели», «эмоциональное переключение», мим-тренинг, телесная терапия.
Задачи:
1. Формирование положительного эмоционального состояния с помощью сотрудничества и взаимопомощи.
2. Снижение негативных состояний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;
3. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения.
Оборудование : резиновый мячик, лист бумаги форматом А4, цветные карандаши, карточки с незаконченными предложениями, салфетки для рук, клей, ватман (0,5, иллюстрации на медицинскую тему, музыка для релаксационных упражнений, карточки солнышко и тучки, медицинский саквояж.
Вводная часть
Участники: дети и родители КП
1. Приветствие. Упражнение «Я рада видеть вас! "
Цель: Развитие коммуникативности и эмоциональной сферы.
2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто.»
Цель: Включение в работу, снятие напряжения.
Инструкция: Участники группы сидят на стульях в кругу.
Поменяйтесь местами те, кто хочет быть здоровым. Поменяйтесь местами те, кто смотрел мультфильм «Как бегемот боялся прививок. Поменяйтесь местами те, кто знаком с стихотворением С. Михалкова «Прививка» Поменяйтесь местами те, кто не боится врачей.
II. Основная часть
3. Упражнения «Страх»
Цель: Научить детей соотносить эмоцию Страх с ситуацией.
Психолог: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о такой эмоции как «Страх.» Попробуйте изобразить Страх с помощью мимики и пантомимики таким как вы себе его представляете»
4. Упражнение «Сочиняем «страшные» истории»
Цель: Раскрепощение, освобождение от напряжения, тревожности, страхов и «зажимов» через проговаривание проблемы.
Психолог: : «Ребята, с вами хотя бы один раз в жизни происходила странная история, связанная с врачами, больницей или уколами,и вы наверняка, уже где-то встречали эмоцию «Страх». Сейчас нужно будет вспомнить эту встречу и рассказать свою «страшную» историю нам всем, передавая друг другу вот этот мяч. Итак, начали!»
Примечание: дети рассказывают свои «страшные» истории, передавая при этом друг другу мяч, рассказывать начинает тот, у кого в руках окажется мяч.
5. Упражнение: «Я не боюсь»
Цель: научить детей определять своё эмоциональное состояние, снятие эмоционального и физического напряжения
Дети сидят на ковре в кругу. «Ребята, сейчас мы с вами проверим, на сколько каждый из вас смелый. У меня в руках карточки с незаконченными предложениями, я буду их зачитывать, а вы все вместе в конце каждого предложения будете говорить следующие слова: «Я не боюсь»».
Карточки с незаконченными предложениями:
Боли, болезни … Огня, пожара, …Прививок и уколов…Высоты, глубины…Врачей и белых халатов…Волка, медведя, собаки, пауков…
Вопросы к детям по упражнению:
Были ли предложения, в которых сложно было сказать «Я не боюсь»? Если да, то в каких именно? А как вы думаете, почему? Во всех ли предложениях вы говорили «Я не боюсь» одинаково (громко, тихо) Почему?
6. Упражнение -этюд «На приеме у врача», «На прививку!»
Цель: Устранение «пробелов»- приписыванию объекту опасных и страшных качеств в восприятии ребенка посредством анатомирования страха и эмоционального переключения.
Психолог: (показывает картинку «На прививку) Ребята, догадайтесь, о чем идет речь?
А я стою совсем спокойно,
И что нога дрожит – не видно,
Не потому, что мне не больно,
А просто мне бояться стыдно.
Психолог: Ребята, посмотрите на картинки и скажите, все ли дети идут спокойно на прививку-укол? (ответы детей) А как вы думаете, почему некоторые дети волнуются, дрожат, а некоторые и плачут (ответы детей) А вы боитесь идти на прием к врачу или на прививку? Как вы думаете, почему?
Есть такое выражение: “У страха глаза велики”. Это выражение о том, что порой мы сами себе придумываем свой страх, как на этой картинке. (Показывает картинку, на которой изображен пылесос, а мальчику кажется, что это злое чудовище.)
7. Упражнение» На приеме у врача» (Игротерапия с элементами драмотерапии)
Цель: способствовать развитию у детей умения идентифицировать себя с различными героями через ролевое проигрывание. Детям предлагается проиграть ситуации «На приеме у врача» и «На прививку».
8. Дискуссия на тему: «Страх. В каких случаях он может принести пользу, а в каких нет?»
Цель: Развитие коммуникативности, умения рассуждать и делать выводы.
Как вы себя чувствовали в роли медицинских работников?
Хотелось ли вам успокоить детей, которые боялись идти на прием? Почему?
В какой роли вы чувствовали себя более спокойно?
Нужно ли бояться процедур и почему?
Что бы вы посоветовали детям, которые боятся врачей и уколов?
В каких случаях страх уколов и врачей может принести пользу, а в каких нет?»
9. Упражнение "Составим коллаж» Арт-терапия
Цель: снятие эмоционального и физического напряжения с попеременным переходом от состояния опасности к состоянию безопасности посредством метода «эмоциональных качелей», развитие воображения.
Психолог: Ребята, вот и подходит к концу наша встреча, сейчас мы составим коллаж «За здоровьем - к врачу». После того, как закончите работу, мы организуем выставку ваших работ.
10. Релаксация-игра «Волшебный сон» (звучит спокойная музыка)
Цель: помочь детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное и психологическое напряжение.
11 .Заключение.
Психолог: Ребята, вот и подошла к концу наша встреча. Сейчас вы по очереди, на прощание скажете Страху хорошие пожелания.
Рефлексия
Психолог предлагает детям взять карточки, разложенные на полу (солнышко, тучка, соответствующие их настроению на конец занятия и кладут в медицинский саквояж.
Используемая литература :
Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. Творческий центр «Сфера» ,Санкт-Петербург, 2008.
Шапиро Е. И. Если у ребенка страхи. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
С. В. Крюковой Программа эмоционального и личностного развития для дошкольников «Я-Ты-Мы».
М. И. Чистякова. Психогимнастика. М. :Просвещение,Владос 1995