алла королева
Игровой метод обучения детей математике в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, их виды, значение, место в математическом развитии дошкольников.
Для ребенка дошкольного года дидактические игры по развитию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная модель воспитания.
Дидактические игры, равно как специфический способ обучения, соответствующее особенностям детей включается во все концепции дошкольного обучения. Весьма велико значение нравоучительных игр для интеллектуального обучения ребенка. В играх у детей совершается накопление эмоционального навыка. Анализируя, складывая, выбирая, он обучается различать и именовать размер, конфигурацию, цвет и прочие черты объектов [11].
Публикация «Игровой метод обучения детей математике в ДОУ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит; обогащается его духовный мир. А это все содействует общему и умственному развитию. Для умственно развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, столь необходимых для познания окружающего мира и решении разного рода практических задач.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представление детей о количестве, величине, геометрических фигурах. Процесс выполнения игр вызывает у детей интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
Игра не требует от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Дети любознательны, тянутся ко всему новому и нам надо только чаще смотреть как в зеркало, в удивительные детские глаза.
Играя с детьми, мы сами получаем огромное удовольствие, вспоминая своё детство, и лучше понимаем детей.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удовольствием открывает для себя окружающий мир. Задача воспитателей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность дать пищу уму ребенка.
Наиболее благоприятное развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей.
Играя, ребенок приобретает умения различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями [9]. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям, и умениям осуществляется в форме увлекательных, доступных ребенку игр.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Таким образом, незаметно для себя ребенок усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Логико-математические игры, их виды, значение в интеллектуальном развитии старших дошкольников.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка-развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире [2]. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.
Работая с детьми, можно заметить, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.
Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
Раскрывая тему, необходимо дать характеристику разным группам логико-математических игр.
Е. А. Носова разработала свою классификацию логико-математических игр :
- игры на выявление свойств - цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.);
- на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.);
- на овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.) [9].
З. А. Михайлова представила классификацию логико-математических игр по цели и способу достижения результата:
1) игры на плоскостное моделирование (головоломки) :
- классические: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и др. ;
- современные: «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Чудесный круг», «Три кольца», мозаики «Лето», «Озеро», «Лётчик», «Джунгли» и др. ;
- игры со спичками (на преобразование, трансфигурацию);
2) игры на воссоздание и изменение по форме и цвету:
- рамки-вкладыши М. Монтессори, «Секретики», мозаика из палочек, «Радужная паутинка» (квадрат, звезда, круг, треугольник, «Геометрический паровозик», «Сложи узор», «Кубики-хамелеон», «Крестики» (с цветными счётными палочками, «Уникуб», «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Соты Кайе», «Логоформочки», «Фонарики», «Тетрис» (плоский, «Радужное лукошко», «Сложи квадрат», «Логический конструктор» (шар, «Логическая мозаика»;
3) игры на подбор карточек по правилу с целью достижения результата (настольно-печатные) :
- «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд», «Сложи сам»;
4) игры на объемное моделирование (логические кубики, «Кубики для всех») :
- «Уголки» (№ 1, «Собирайка» (№ 2, «Эврика» (№ 3, «Фантазия» (№ 4, «Загадки» (№ 5, «Тетрис» (объемный);
5) игры на соотнесение карточек по смыслу (пазлы) :
- «Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя, учись», «Часть и целое»;
6) игры на трансфигурацию и трансформацию (трансформеры) :
- «Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат», «Цветок лотоса», «Змейка» (объемная, «Клубок», «Куб»;
7) игры на освоение отношений (целое - часть)
- «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Дом дробей» [7].
Гуминюк Светлана Андреевна условно подразделяет логико-математические игры на три группы :
- развлекательные игры: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино»;
- логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
- обучающие упражнения : с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт» [3].
Таким образом, мы можем сказать, что логико-математические игры разнообразны и требуют широкого изучения. Каждая отдельная игра решает определенные задачи. Они могут быть на выявление свойств предмета, на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения, на плоскостное моделирование (головоломки, на воссоздание и изменение по форме и цвету, на объемное моделирование и на освоение отношений (целое - часть).
Методика проведения игры с кубиками Никитина.
Доступность информации о различных методиках раннего развития детей дает молодым родителям большой простор для выбора системы воспитания. Изучая разные подходы, вы можете брать лучшее от любого метода и пробовать воспитывать своего малыша согласно тем принципам, которые находят отклик в вашем родительском сердце.
В середине 60-х годов прошлого века система Никитиных всколыхнула и пошатнула советские устои и традиции воспитания детей. Это интересная методика, сочетающая в себе прекрасное физическое развитие ребенка с его нетривиальными интеллектуальными талантами [10].
Авторы методики – семейная пара, родители семи детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях.
Суть системы заключается в следующем.
o Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
o Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
o Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка, но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей : закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
o Одна из основных идей методики НУВЭРС : Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
o Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.
Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.
По мнению Никитиных, традиционное воспитание представляет из себя 2 крайности:
«заорганизованность» : все занятия ребенка – забота родителей, они придумывают, чем и когда ему заниматься, в результате ребенок не имеет времени на самостоятельные проявления;
«заброшенность» : роль родителей сводится к обеспечению физиологических потребностей ребенка – малышу нужно соблюдать режим дня, он должен быть накормлен, одет.
Никитины считают, что очень важно поддерживать ребенка и его интерес к тем или иным занятиям, радоваться его успехам [5].
Вот принципы, которые выделили сами авторы методики :
свобода в выборе занятия, сочетание спорта и интеллектуальных нагрузок;
максимально легкая одежда и занятия с использованием спортивных снарядов с раннего возраста;
родительское неравнодушие и поддержка. Как вызвать желание в ребенке заниматься?
Необходимо создавать условия на «опережение» развития навыков и способностей ребенка. Уже с раннего детства его должны окружать вещи и предметы, которые он не вполне понимает, но которые могут вызвать его интерес.
Первые впечатления от незнакомых предметов могут дать толчок к развитию ребенка в какой-либо области знаний. Общая совместная работа вызывает интерес к труду и обмен мнениями относительно результатов.
В любом случае, родители поощряют творчество, не подсказывают выход из затруднительных ситуаций, не ругают за неудачу, хвалят за успех. Взрослый всегда рядом с ребенком, но он ничего не делает за ребенка, тем не менее, принимает активное участие в его начинаниях.
Физическое развитие ребенка по методике Никитиных
Часть методики – прекрасная физическая форма детей. Гармония в чередовании физических и умственных занятий ребенка. Спортивные снаряды входят в жизнь ребенка с раннего детства.
Огромное значение уделяется закаливанию детей : ходьба босиком по снегу, обливания, соблюдение температурного режима в помещениях, где живут дети, хорошо укрепляют и развивают иммунитет – это важная часть методики Никитиных.
Никитинские интеллектуальные игры
Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр, которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.
Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.
Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.
Примеры игр
«Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры : сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются. Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных : «Сложи квадрат». Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат. Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.
«Уникуб». Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов [1].
Плюсы и минусы методики
Несомненный плюс методики заключается в том, что дети здоровы, готовы к новым открытиям и разнообразным жизненным «вызовам». Они значительно опережают в интеллектуальном развитии сверстников, умеют мыслить самостоятельно и нестандартно.
Из минусов можно отметить, что дети по этой методике занимаются лишь тем, что им нравится и дается легко. Они избегают заниматься делами, вызывающими трудности. Кроме того, дети находятся в изоляции, они окружены взрослыми, которые занимаются их развитием, но в их окружении нет детей.
В школе за счет высоких интеллектуальных способностей они попадают в классы, где дети старше их, таким образом, они испытывают проблемы с социализацией.