Алексеева Фагиля
Игровое взаимодействие воспитателя и ребенка на основе математических интерактивных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Гипотеза
Если разработать электронное дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 4 лет, то значительно повысится эффективность образовательного процесса, по- новому будут использованы в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, творческие задания, воспитанники научатся высказывать свои суждения, т. к. они становятся полноправными участниками образовательного процесса, активными субъектами, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Новизна проекта:
Публикация «Игровое взаимодействие воспитателя и ребенка на основе математических интерактивных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Интерактивная форма подачи игрового материала создает у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает интерактивную игру важным средством формирования элементов логического мышления у младших дошкольников. Внесение новых игр, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил.
Цель проекта:
Развивать интеллектуальные, творческие способности детей 4 лет, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Задачи:
1. Повышать познавательную активность детей. Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
2. Учить способам практической деятельности в области математики с использованием ИКТ.
3. Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
4. Повышать мотивацию детей во время НОД.
5. Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5.
6. Научить отличать и находить сходства геометрических фигур и объемных тел.
7. Формировать умение сравнивать предметы по длине, ширине
8. Формировать умение узнавать цифры до 5.
Основные принципы реализации проекта
- Доступность (соответствие дидактической задачи интерактивной игры возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач) помогают детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Элемент новизны (внесение новых игр, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Участники проекта:
Педагоги, воспитанники и родители.
Сроки реализации: ноябрь – декабрь 2016год
Для реализации поставленных задач определили основные этапы работы с детьми дошкольного возраста по применению интерактивных технологий на занятиях по математике.
Этапы реализации проекта
1 этап (ноябрь 2016г) – планирование проекта: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, составление игр и упражнений.
Задача:
1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования интерактивной игры в работе с младшими дошкольникам, создать продукт проекта.
Мероприятия:
1. Подбор и изучение научно - методической литературы по использованию интерактивного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Составление правил работы с компьютером.
3. Подбор мультимедийных презентаций по каждой теме.
4. Составление игр и упражнений в программе Power Point (продукт проекта)
2 этап (декабрь2016г) – наблюдение за результативностью использования дидактических игр и упражнений с использованием компьютера, фиксация наблюдений в картах; подготовка консультаций, сообщений для родителей;
Задача:
1. Внедрение в систему работы с детьми младшей группы дидактических интерактивных игр.
Мероприятия
1. Использование в НОД, в подгрупповой и индивидуальной работе развивающих интерактивных игр.
2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИКТ в домашних условиях.
3 этап (декабрь2016г) – анализ результатов работы, формулирование выводов о результатах работы по использованию интерактивных игр в работе с детьми.
Мероприятия:
1. Анализ карт наблюдения.
2. Мастер – класс для родителей по использованию интерактивных игр.
Ожидаемый результат:
1. Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
2. Мотивация деятельности ребенка.
3. Развитие мыслительной активности ребенка на поиск способов решения поставленных задач.
Для оптимального использования компьютера в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:
1. Компьютер должен использоваться в работе с дошкольниками при безусловном соблюдении ограничительных и разрешающих норм СанПин и рекомендаций.
2. Организация и методика проведения занятия с интерактивными играми соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Занятие с применением таких игр включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с интерактивной игрой.
3. Использование на таких занятиях традиционного материала и оборудования – игрушки, игры, демонстрационный материал и т. д.
Варианты организации детей в процессе НОД:
1. Подгруппа детей находиться около воспитателя, и дети поочередно выполняют задания на компьютере.
2. Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание.
3. Ребенок самостоятельно выполняет задание, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказывают это.
Преимущества работы с интерактивными играми :
1. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
2. Позволяет увеличить восприятие материала за счет динамики иллюстративного материала.
3. Повышает мотивацию ребенка.
4. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Примерное распределение программного материала на декабрь
№ Содержание
Занятие 1 Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине). Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Занятие 2 Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг)
Занятие 3 Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форм, величине.
Занятие 4 Упражнять в счете и отсчете предметов по образцу в пределах 5.
Уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.
Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Заключительная часть.
На завершающем этапе работы над проектом мной была разработана мультимедийная презентация по теме «Раз-два-три-четыре-пять-математика опять»
Подобраны и разработаны анимационные игры и упражнения в программе Power Point (продукт проекта).
Вывод.
Практическая значимость применения интерактивных математических игр заключается в следующем:
1. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
2. Позволяет увеличить восприятие материала за счет динамики иллюстративного материала.
3. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
4 Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Тезаурус
1. Стилус – компьютерная мышь
4. ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
3. Power Point – программа для составления презентаций
Список литературы:
Интернет-портал «Мерсибо» (2014год)
https://mersibo.ru/?utm_source=eSputnik-promo&utm_medium=email&utm_campaign=Specy._dead._akcija._12_nojabrja&utm_content=176135561&utm_term=specy
«Математика. Учимся считать» (обучающая мультимедиа-программа Студия «Баюн», 2009 г.,
«Планет чисел для малышей» (обучающая мультимедиа-программа Студия «Бука», 2008 г.,
«Веселые уроки» (обучающая мультимедиа-программа Студия «Новый диск», 2008 г.,
«Хитрые задачки» (мультимедийные образовательные системы, 2006 г.,
«500 самых интересных детских игр (Студия «Новый диск», 2010 г.)