Екатерина Хегай
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя на прогулке
В настоящее время огромную тревогу вызывает тот факт, что всего около 5,6% дошкольников можно назвать абсолютно здоровыми, 26% имеют хронические заболевания, остальные – ослабленное здоровье. В связи с этим необходимо усилить роль оздоровительной работы в ДОУ, опираясь на следующие современные подходы:
Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя на прогулке» размещена в разделах
комплексный подход обусловлен тем, что здоровье – понятие комплексное, характеризующееся: уровнем нервно-психического, физического, функционального развития и сопротивляемости организма, поэтому задачи оздоровительной работы должны быть направлены на улучшение показателей всех его критериев;
системный подход означает проведение оздоровительных мероприятий во всех возрастных группах в течение года;
индивидуальный подход учитывает состояние здоровья ребенка при проведении всех видов оздоровительной работы;
интегрированный подход предполагает взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов оздоровительной системы: медицинского, педагогического и психологического и подразумевает взаимодействие всех специалистов ДОУ в оздоровительной работе.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического, психического, социального здоровья. Решение этой проблемы невозможно без слаженной работы инструктора по физической культуре и воспитателя. Самое главное – здоровый образ жизни должен стать нормой для взрослых и детей не на словах, а на деле. Его основными компонентами являются: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим: специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот). Специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот). Специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью; специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой; специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными; инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, воспитатель в тесном контакте с инструктором организует в группах и на участке развивающую двигательную среду, учитывая возрастные особенности детей и их интересы. При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и т. д. воспитатель– незаменимый помощник для инструктора по физической культуре. Процесс подготовки к празднику сплачивает детей и педагогов единством цели и общими задачами.
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводят, как инструктор, так и воспитатель. Инструктор заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывают его план и маршрут, предусматривая места для отдыха и игр, подготавливают инвентарь.
Формирование здорового образа жизни дошкольника будет успешным при непрерывном и комплексном взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя детского сада.
Физкультурные занятия на улице способствуют развитию сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях. Во время физкультурных занятий на улице происходит постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия. Упражнения с повышенной двигательной активностью позволяют одевать детей даже в холодный период года в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний среди воспитанников дошкольных учреждений. По санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.1249-03, занятия по физкультуре проводятся «При температуре воздуха ниже -15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15° С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы)».
Помимо занятий на свежем воздухе, инструктор с воспитателем осуществляют игровую деятельность с детьми на прогулке. Как известно, дошкольный возраст имеет свою специфику, при которой неприемлемы школьные методы, поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра. Однако, при организации образовательной работы с дошкольниками, в том числе по физкультуре, отмечаются трудности, что связано с объёмом образовательной нагрузки и сокращением времени, отведённым на игровую деятельность. Эта проблема требует незамедлительного решения, ведь большинство педагогов осознают, насколько возрастает эффективность усвоения детьми движений при использовании в образовательной работе игр и игровых упражнений. Большое значение при освоении детьми движений имеют положительные эмоции, интерес и осознанное отношение дошкольников к своей деятельности. Это практически отражается у ребенка в осознании двигательной задачи и стремлении её выполнить. Учёт закономерностей формирования двигательных навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе и отбор игровых методов усвоения движений. Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор, должен знать игру, выучить с детьми слова, заранее обговорить правила игры. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях повышает эмоциональный настрой детей, оказывает положительное влияние на уровень двигательной активности. Следуя рекомендациям инструктора, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, активизирует малоподвижных и ослабленных детей.
При подборке подвижных игр нельзя забывать про региональный компонент. Представляем вашему вниманию несколько хакасских народных подвижных игр, которые можно провести на прогулке.
Палалары паза пуур («Козлята и волк»)
Содержание Направленность Деятельность детей Деятельность инструктора Деятельность
Воспитателя
Для игры выбирают козу, козла и волка, остальные дети- козлята. На площадке чертят две линии, на расстоянии 10-15 м. Место между ними «поляна», а места с двух сторон- «леса», в одной из них находятся «козлята», «коза с козлом» остерегают их, чтобы они не бегали на «поляну», где живёт «волк». Но «козлята» не слушаются и выбегают на поляну порезвиться. Там их ловит волк. Спасти удаётся тем, кто добежал до соседнего леса. Развитие быстроты реакции, внимания, ловкости Выполняют правила игры в соответствии с ролью Координирует действия игроков, выполнение правил, подаёт сигналы с помощью свистка Контролирует выполнение правил каждым ребёнком, отслеживает неактивных детей, побуждает их к действиям
Танах палалары паза киикчiн («Цыплята и коршун»)
Содержание Направленность Деятельность детей Деятельность инструктора Деятельность
Воспитателя
Выбирают наседку и коршуна, остальные- цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, наседка впереди. Каждый из них должен точно повторять движения наседки. Наседка движется в разных направлениях, останавливается, производит царапающие движения на земле, издавая при этом крики «куль-куль-куль». В это время стремительно налетает коршун и пытается поймать последнего цыплёнка, нападая то справа, то слева. Соответственно движениям коршуна, наседка кидается то вправо, то влево, защищая своих цыплят. Развитие быстроты реакции, внимания, ловкости Выполняют правила игры в соответствии с ролью Координирует действия игроков, выполнение правил Следит за выполнением правил, чтобы каждый ребёнок выполнял заданные действия, оказывает помощь тем, кто затрудняется
Ах токпес («Догонялки»)
Содержание Направленность Деятельность детей Деятельность инструктора Деятельность
Воспитателя
Выбирается водящий, ему завязывают руки за спиной. Бегая назад (спиной вперёд, водящий ловит игроков. Игроки при этом бегают нормальным образом. Развитие быстроты реакции, координации движений Выполняют правила игры Следит за выполнением техники безопасности Следит за выполнением техники безопасности