Ксения Сичкарь
Игровое обучение у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое обучение у старших дошкольников.
Аннотация
Статья посвящена теоретические и практическим аспектам развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста в различных видах игр. Раскрываются особенности детской игровой культуры и описываются методы педагогического сопровождения, развивающие самостоятельность и творческую активность ребенка в игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ.
Темочки:
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Игра в дошкольном детстве – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игры и игровые приемы в образовательной деятельности.
Игра относится к игровым методам обучения детей.
Игровые методы и приемы в обучении детей :
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- игры-забавы, инсценировки.
Приемы:
1. Внесение игрушек,
2. Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем бабочками)
3. Обыгрывание игрушек, предметов.
4. Сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
5. Внезапность появления, исчезновение игрушки.
6. Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
7. Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
8. Интригующие обстановки
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.
Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.
Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Кукла Маша, Петрушка, Маленький человечек и другие (например, на занятиях по математике можно использовать игры «Помоги Незнайке сравнить фигуры», «Найди цифру», «Покажи Незнайке цифру», «Найди четырехугольник»).
Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться ( например занятие по математике: «Ребята мы отправляемся в сказочную страну «Королева математика», где по ходу занятия ребятам предлагаются различные задания и игры «Танграм», «Сложи фигуру», «Найди пару» и т;. на занятиях по ФЦКМ «Знатоки природы»). Особенно такие занятия путешествия хорошо проводить для закрепления пройденного материала.
Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.
Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение. ( Например: на занятии по теме «Лес» команда мальчиков и девочек играли в игру, «С какой ветки детки» и мы выявляли победителей.)
Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер. ( например: «Ребята нам прислали письмо, в нем Незнайка просит помощь - сделать подарок любимой маме» и т. д)
Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.
Учитывая постоянное усложнение программы начальных классов, растущие требования к будущим первоклассникам, в современных дошкольных образовательных учреждениях подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы. Тем не менее, стоит помнить, что дошкольника невозможно заставить выучить цифры и буквы традиционными методами, принятыми в школе и зачастую перенимаемыми родителями и педагогами при обучении детей, потому что ведущим видом деятельности ребенка данного возраста является не учебная деятельность, а игра. Как отмечал в своих трудах В. А. Сухомлинский, «…дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становится для многих малышей камнем преткновения». По словам В. А. Сухомлинского, педагогам необходимо подниматься на эту ступеньку так, «…чтобы дети не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлетом; а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами» Игровые методы обучения являются комплексным решением проблемы подготовки к обучению в школе и способствуют достижению поставленным перед педагогами целей, так как они способствуют совершенствованию и активизации учебно-воспитательного процесса
Использование дидактических игр пропагандировалось различными авторами (А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером и др.). Различные варианты игр обсуждались и дорабатывались на практике, уточнялась методика использования дидактических игр в качестве ведущего метода обучения, воспитания и развития детей пяти-шестилетнего возраста. В настоящее время игры получили одобрение педагогов и широко используются ими в работе с шестилетками. Несмотря на это, проблема внедрения дидактических игр в работу с дошкольниками остается актуальной. На практике очень часто воспитатели сталкиваются с некоторой шаблонностью, однообразием дидактических игр, применяемых для решения различных учебных задач. В современной литературе по образовательным дисциплинам в работе с дошкольниками рекомендуется проведение разных видов игр. Авторы многочисленных методических пособий настоятельно рекомендуют использовать дидактические игры в процессе обучения грамоте, чтению, развития логического мышления, внимания и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы. Игра представляет собой особую деятельность, которая формируется в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В дошкольном возрасте игра представляет собой ведущий вид деятельности, на основании которого строится вся работа в дошкольных учреждениях и семье. Игровая деятельность в наибольшей степени способствует формированию новообразований детей, психических процессов, готовности к школе. Существует большое количество игр, способствующих всестороннему развитию дошкольников. Дидактическая игра имеет наибольшее значение в подготовке детей к школе. Связано это в первую очередь с тем, что главная цель дидактических игр – обучающая. Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – главная отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры являются эффективным средством подготовки детей к обучению в школе. Обучающие задачи в таких играх предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения. Использование дидактических игр в воспитательно образовательном процессе решает и ряд других задач, от которых также напрямую зависит степень готовности детей к школе (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений и пр.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 1. – С. 38-41. 2. Арушанова А. Г. Дошкольный возраст : Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 9. – С. 58-65. 3. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с. 4. Белый Е. И. Энциклопедия для родителей первоклассников. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. – 121 с. 5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : «Педагогика», 1991. 6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. 7. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1974. – 95 с. 8. Букатов В. М. Секреты дидактических игр: Психология, методика, дисциплина. – М. : «Речь», 2010. – 203 с. 9. Буре Р. С. Готовим детей к школе. : Кн. для воспитателей дет. сада. - М. : Просвещение, 1987. – 96 с. 10. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников : Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с. 11. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с. 12. Волошина М. И. Дидактические игры как средство подготовки к школе. – М. : Начальная школа, 2002. – 160 с. 71 13. Воспитание и обучение детей шестого года жизн