Наталья Климова
Игровое дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие пальчиков, или Там на неведомых дорожках»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель первой квалификационной категории Климова Наталья Николаевна.
Тема саморазвития: «Формирование графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
Публикация «Игровое дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие пальчиков, или Там на неведомых дорожках“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2022
Цель использования: развитие межполушарного взаимодействия головного мозга, синхронизации работы глаз и рук, развитие концентрации, усидчивости, внимательности, мелкой моторики рук, тактильных ощущений.
Задачи:
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие познавательных процессов.
Актуальность
Наш мозг состоит из двух полушарий. Каждое из них выполняет свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое - за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие обоих полушарий. Это взаимодействие влияет на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое - блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.
Принимая во внимание, что ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, мною было изготовлено дидактическое пособие - игровой тренажер для межполушарного развития «Путешествие пальчиков» или «Там на неведомых дорожках…»
Пособие представляет собой тренажёр с игровыми заданиями в виде игрового поля с зеркальным изображением узоров (дорожек) различной сложности для правой и левой руки. Дорожки обклеены материалами (шерсть, ткань, нити) для развития тактильных ощущений.
Ребёнок берет два бегунка (крышечки, магниты, игровые персонажи) или ставит два пальца правой и левой руки в начало дорожки и передвигает их одновременно. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие. Кроме этого, такие упражнения влияют на синхронизацию работы глаз и рук, этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга.
Рекомендации действия на игровом поле :
упражнение выполняется одной (ведущей) рукой;
упражнение выполняется другой рукой;
упражнение выполняется синхронно двумя руками;
последним заданием будет прохождение дорожек одновременно двумя руками, но в разном направлении.
Также пособие содержит игровой графический тренажёр для развития моторики, координации «глаз-рука», воображения (включение в игровой сюжет, дорисовки). Работая на тренажёре у ребёнка, появляется возможность проверить себя и легко исправить ошибку, развивается точность и координация движений, происходит подготовка руки к письму.
Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
В своей работе с «Графическим тренажёром» мы используем следующие методики:
- рисование с шаблоном – за прозрачным окном крепится распечатанный шаблон для рисования обеими руками
- рисование с другом - дети стоят с разных сторон тренажёра, и одновременно повторяют рисунок
- дорисовывание симметричной половины изображения
- рисуем по клеточкам
Представленное пособие может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам дошкольного образования, родителям.
Варианты игр:
1.«Сложи яблоки в корзинку» - провести одновременно левой и правой рукой с вверху вниз, снизу вверх непрерывные линии.
2.«Помоги девочкам спуститься с горки и встретиться со снеговиком» - одновременно двумя руками выполнить движения сверху вниз.
3.«Погладь собачку сверху вниз, а кошку слева направо» - одновременно палец левой руки идёт сверху вниз, а правый слева направо.
4.«Утёнок бегает по кругу, а цыплёнок клюёт зерно» - указательный палец одной руки совершает круговые движения, а другой точечно касается «зёрнышек».
5.«Проложи путь для кораблей одновременно в разные стороны»- одновременно двумя руками выполнить движения слева направо, справа налево.
6.«Проложи путь для машин одновременно в разные стороны»- одновременно двумя руками выполнить движения слева направо, справа налево.
7.«Поиграй на цветном пианино!» :
-изобрази игру на пианино двумя руками, одновременно перебирая всеми пальцами;
-синхронно дотрагиваться пальцами одного цвета;
-дотрагиваться одновременно к заданным цветам. Например, левой рукой к красному, правой к синему цвету.
8. «Помоги котяткам смотать клубочки»- одновременные круговые движения пальцев рук в центр круга, и из центра.
9. «Покорми рыбок червячками»-движение пальцев рук по зигзагообразным дорожкам сверху вниз.
10. «Покажи пожарным дорогу к горящему дому»-
одновременное движение пальцев рук (машинок) по дорожкам.
11. «Помоги парашютистам спуститься на землю»- одновременно двумя шариками-бегунками выполнить движения сверху вниз.
12. «Прокати девочек по ледовой дорожке»- движение пальцев рук по зигзагообразным дорожкам.
13. «Проводи танкистов к боевой машине»- движение пальцев рук по зигзагообразным дорожкам.
14. «Прокатись по ледяной дорожке»- одновременно двумя карандашами нарисовать маршрут.
15. «Помоги Рокки и Зуму встретиться с друзьям»- одновременное перемещение сказочных персонажей круговыми движениями в центр круга.
16. «Помоги машинкам приехать домой»-движение снизу в верх по зигзаобразным дорожкам.
17. «Помоги совам облететь все деревья»-одновременное движение «Восьмёркой».
18. «Помоги ёжикам найти полянки с грибами»- одновременные круговые движения пальцев рук в центр круга.
19. «Помоги медвежатам найти маму медведицу»- движение пальцев рук по зигзагообразным дорожкам.
20. «Помоги подружкам белочкам встретиться на дереве»- одновременное движение пальцев рук (белочек) снизу вверх, по вертикальным дорожкам.
20. Игровой графический тренажёр