Получи документы

Игровая технология А. Г. Арушановой

Юлия Плешкова
Игровая технология А. Г. Арушановой
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая технология А. Г. Арушановой предлагает обучать диалогическому общению в форме сценариев активирующего общения.

Сценарий активизирующего общения может включать беседу воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, обследование предметов рассматривание игрушек, картин, предметов — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях. Каждый сценарий представляет собой развернутый план игровой ситуации, в которой детям необходимо вступать в диалогические отношения по поводу разрешения игровой задачи (например, не просто пересказать сказку, а разыграть сказочную ситуацию, активизируя нужные лексические, фонетические, грамматические, интонационные средства языковой выразительности). Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения — это может быть игра, развлечение и т. д.

Публикация «Игровая технология А, Г, Арушановой» размещена в разделах

Основное различие между обучающим занятием и сеансом (сценарием) активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый выступает как партнер по общению. Это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы.

В сценариях активизирующего общения выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.

В сценариях диалогического общения, диалог это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. С этой целью используются дружеские беседы. Дружеские беседы это свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.

Взрослый рассказывает о каком-то событии из своей жизни ( Темы: «Вспомним о лете», «Наши четвероногие друзья», «Чудеса и приключения», а дети под впечатлением от услышанного свободно высказываются, делятся своими впечатлениями. Возникает обмен чувствами. Взрослый и дети задают уточняющие вопросы, проявляя интерес к высказываниям собеседника. Например, воспитатель беседует с детьми на тему «Наши четвероногие друзья». Педагог дает возможность рассмотреть фотографии, иллюстрации с изображением домашних животных. Воспитатель обращается к детям:

- Расскажите, какие животные живу у вас дома? (высказывания детей)

- Что они умеют делать, как проводят время?

- Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите?

- Расскажите интересный, смешной случай из жизни ваших животных?

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым). При этом используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр. В старшем дошкольном возрасте дети могут сочинять свои истории по три-четыре человека.

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке.

Например. Воспитатель предлагает детям послушать скороговорку.

На лугу под горкой

Лежит сырок с красной коркой

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

Воспитатель предлагает пофантазировать: откуда под горкой взялся сыр. Дети высказываются.

Воспитатель. Я думаю. Что это мальчик Егорка с дедушкой Егором шли по грибы и по ягоды. Присели перекусить. А когда уходили, забыли сыр в траве. Можно нарисовать схему: мальчик, дедушка и корзина (показывает детям картинки-схемы). А могли забыть сыр мальчики, которые ходили удить рыбу. Вот схема: мальчики, удочка, рыба. Мог забыть сыр пастушок, который гнал стадо коров домой. Вот схема: мальчик, корова. А еще какие схемы вы бы нарисовали? (дети отвечают). А кто мог обнаружить сыр?

Воспитатель. Сыр могли обнаружить муравьишка, мышонок, лиса (выставляет картинки-схемы) А как выдумаете, кто еще мог обнаружить сыр и что с ним произошло?

Дети разбиваются на команды по три человека. Сочиняют историю о приключениях сыра, используют схемы-картинки. Договариваются, кто начинает рассказ – о том, как сыр попал под горку, кто продолжает историю сыра и кто из команды заканчивает рассказ. Воспитатель выслушивает три-четыре команды, обсуждают рассказы с детьми, у кого самый веселый, самый интересный, самый грустный конец рассказа.

Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Детское словесное творчество тесно связано с игрой. Р. А. Иванкова А. Г. Арушанова предлагают интересный прием организации совместной игры-фантазии, игры-сочинения. Дети вдвоем сочиняют «кино». Первый кадр сочиняет — схематически рисует и озвучивает — первый ребенок, второй кадр развитие сюжета — его партнер, и т. д.

Наблюдение показывает, что совместное рассказывание создает благоприятную эмоциональную ситуацию защищенности для неуверенных детей, побуждает высказываться в связном повествовании. При сочинении командами разворачивается нерегламентированное диалогическое общение детей со сверстниками.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры. Игры-драматизации и инсценировки с игрушками диалоги строятся на материале художественного текста с ролевыми диалогами. Дети либо принимают на себя роль (драматизация, либо действуют от лица персонажа с игрушками (инсценировка). Дети, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используют куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.

Уже в младшем возрасте в игре-драматизации дети могут вступать в элементарное игровое взаимодействие со сверстниками, показать. Как бычки из потешки бодались, как звала цыпляток девочка.

В среднем возрасте дети со сверстниками начинают разыгрывать минимальные ролевые диалоги. Дети разыгрывают сказку Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился?». Детям старшего возраста доступны для драматизации достаточно объемные произведения.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Квест-технология в ДОУКвест-технология в ДОУ В нашем детском саду "Парус" мы, с удовольствием,проводим квесты. Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем,.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Технология изготовления куклы-масленицыТехнология изготовления куклы-масленицы Технология изготовления куклы-масленницы Ребята нашего центра, на протяжении последних лет, продолжают традицию изготовления личной куклы–масленицы.

Технология развивающей среды в ДОУТехнология развивающей среды в ДОУ   Технология развивающей среды в ДОУ  Смоленская область город Ярцево  МБДОУ №14 Воспитатель Арутюнян Л. А. «игра – это огромное светлое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая технология А. Г. Арушановой
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 15:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая технология А. Г. Арушановой» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Плешкова (УИ 2071297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД