Юлия Плешкова
Игровая технология А. Г. Арушановой
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология А. Г. Арушановой предлагает обучать диалогическому общению в форме сценариев активирующего общения.
Сценарий активизирующего общения может включать беседу воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, обследование предметов рассматривание игрушек, картин, предметов — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях. Каждый сценарий представляет собой развернутый план игровой ситуации, в которой детям необходимо вступать в диалогические отношения по поводу разрешения игровой задачи (например, не просто пересказать сказку, а разыграть сказочную ситуацию, активизируя нужные лексические, фонетические, грамматические, интонационные средства языковой выразительности). Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения — это может быть игра, развлечение и т. д.
Публикация «Игровая технология А, Г, Арушановой» размещена в разделах
Основное различие между обучающим занятием и сеансом (сценарием) активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый выступает как партнер по общению. Это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы.
В сценариях активизирующего общения выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.
В сценариях диалогического общения, диалог это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. С этой целью используются дружеские беседы. Дружеские беседы это свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.
Взрослый рассказывает о каком-то событии из своей жизни ( Темы: «Вспомним о лете», «Наши четвероногие друзья», «Чудеса и приключения», а дети под впечатлением от услышанного свободно высказываются, делятся своими впечатлениями. Возникает обмен чувствами. Взрослый и дети задают уточняющие вопросы, проявляя интерес к высказываниям собеседника. Например, воспитатель беседует с детьми на тему «Наши четвероногие друзья». Педагог дает возможность рассмотреть фотографии, иллюстрации с изображением домашних животных. Воспитатель обращается к детям:
- Расскажите, какие животные живу у вас дома? (высказывания детей)
- Что они умеют делать, как проводят время?
- Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите?
- Расскажите интересный, смешной случай из жизни ваших животных?
Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.
С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым). При этом используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр. В старшем дошкольном возрасте дети могут сочинять свои истории по три-четыре человека.
Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке.
Например. Воспитатель предлагает детям послушать скороговорку.
На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
Воспитатель предлагает пофантазировать: откуда под горкой взялся сыр. Дети высказываются.
Воспитатель. Я думаю. Что это мальчик Егорка с дедушкой Егором шли по грибы и по ягоды. Присели перекусить. А когда уходили, забыли сыр в траве. Можно нарисовать схему: мальчик, дедушка и корзина (показывает детям картинки-схемы). А могли забыть сыр мальчики, которые ходили удить рыбу. Вот схема: мальчики, удочка, рыба. Мог забыть сыр пастушок, который гнал стадо коров домой. Вот схема: мальчик, корова. А еще какие схемы вы бы нарисовали? (дети отвечают). А кто мог обнаружить сыр?
Воспитатель. Сыр могли обнаружить муравьишка, мышонок, лиса (выставляет картинки-схемы) А как выдумаете, кто еще мог обнаружить сыр и что с ним произошло?
Дети разбиваются на команды по три человека. Сочиняют историю о приключениях сыра, используют схемы-картинки. Договариваются, кто начинает рассказ – о том, как сыр попал под горку, кто продолжает историю сыра и кто из команды заканчивает рассказ. Воспитатель выслушивает три-четыре команды, обсуждают рассказы с детьми, у кого самый веселый, самый интересный, самый грустный конец рассказа.
Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Детское словесное творчество тесно связано с игрой. Р. А. Иванкова А. Г. Арушанова предлагают интересный прием организации совместной игры-фантазии, игры-сочинения. Дети вдвоем сочиняют «кино». Первый кадр сочиняет — схематически рисует и озвучивает — первый ребенок, второй кадр развитие сюжета — его партнер, и т. д.
Наблюдение показывает, что совместное рассказывание создает благоприятную эмоциональную ситуацию защищенности для неуверенных детей, побуждает высказываться в связном повествовании. При сочинении командами разворачивается нерегламентированное диалогическое общение детей со сверстниками.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры. Игры-драматизации и инсценировки с игрушками диалоги строятся на материале художественного текста с ролевыми диалогами. Дети либо принимают на себя роль (драматизация, либо действуют от лица персонажа с игрушками (инсценировка). Дети, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используют куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.
Уже в младшем возрасте в игре-драматизации дети могут вступать в элементарное игровое взаимодействие со сверстниками, показать. Как бычки из потешки бодались, как звала цыпляток девочка.
В среднем возрасте дети со сверстниками начинают разыгрывать минимальные ролевые диалоги. Дети разыгрывают сказку Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился?». Детям старшего возраста доступны для драматизации достаточно объемные произведения.