Елена Дудина
Проект «Игровая студия «Солнечные лучики»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проблема, на решение которой направлен проект.
Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой складывается его познавательный и социальный опыт, формируются базовые компетентности: в условных обстоятельствах и в обобщенной форме ребенок открывает окружающий его мир, овладевает смыслом человеческой деятельности и взаимоотношений между людьми.
Игра – универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Игра является непременным атрибутом педагогики, ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей. Игра – одно из самых важных средств познания окружающего мира, это сложная внутренне мотивированная, но в то же время, легкая и радостная для ребенка деятельность. В ней закладываются основы творчества, она способствует развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно – образного мышления, воображения и речи. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Темочки:
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Проекты, проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Темочки
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, т. к. в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, дает особое ощущение всесилия и свободы.
Сегодня, к сожалению, игра, как вид основной деятельности детей в дошкольном учреждении, проявляется не полностью. Стремясь удовлетворить социальный запрос родителей и образовательные стандарты, предъявляемые государством, акцент в детских садах смещен на интеллектуальное развитие, то есть большее внимание уделяется занятиям, а не качественной организации игровой деятельности. Следовательно, у детей остается мало возможностей для приобретения полноценного игрового опыта.
Необходимо отметить, что современными психологами и педагогами доказано, что именно через игру у ребенка закладывается определенный социальный опыт, в том числе, формируются гендерные особенности восприятия себя и другого пола. А это значит, что, став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.
В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) : ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке детей к школе: только желание стать взрослым делает ребенка способным к освоению нового вида деятельности. Согласно Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе игровая деятельность должна является преобладающим элементом содержания и организации образования детей дошкольного возраста. В целях, создания условий достижения современного качества дошкольного образования, необходим пересмотр содержания и форм общения воспитателя с детьми.
Современные родители часто игнорируют роль игры, недооценивают её. Взрослые смотрят на ребенка, не учитывая детской позиции, детских ценностей, детского миропонимания, они ценят в ребенке «взрослые» достижения. Хотят, чтобы ребенок пытливо и бесстрастно изучал мир и был максимально серьезен. Часто взрослые усматривают в игре баловство и это самый вредный стереотип, губительно сказывающийся на всем развитии. Бедный игровой опыт не позволяет ребенку полноценно играть. Необходимо взаимодействовать с родителями, чтобы они оценили роль и значение игры в жизни ребенка.
Таким образом, мы выделяем следующие проблемы, на решение которых направлен наш проект :
1. Дефицит игрового опыта, типичность предлагаемых игровых сюжетов.
2. По определению ООН именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века.
3. Отсутствие в программах дошкольного образования гендерного аспекта.
4. Недооценка родителями и педагогами значения игровой деятельности для детей дошкольного возраста.
2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.
Игра, это арена детских успехов и достижений.
Игра - доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Игра наполняет жизнь ребенка интересной, содержательной деятельностью, помогает изучать окружающий мир, делает первые открытия.
А. М. Горький говорил, что «Игра-это путь детей к познанию мира, в котором они живут».
Действительно, маленький ребенок - очень любознательное существо, он хочет активно участвовать в жизни взрослых людей и делать все так же, как делают они. Игра удовлетворяет потребность ребенка в активной самостоятельной деятельности, в игре ему доступно то, что еще недоступно в действительности, он может построить дом, сварить обед, летать на самолете, лечить больных.
В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации и индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное принятия ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. Процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения ребенка в культуру, присвоения доступного содержания, культурно-исторического опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.
Анализ используемых в детских садах образовательных программ показал отсутствие учета гендерных особенностей дошкольников в воспитательном процессе, что по мнению исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Гендер - дисциплина исследующая то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то как представители обоего пола, говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу.
Современные авторы (А. В. Градусова, В. А. Кудрявцева, Т. А. Репина и др.) справедливо отмечают, что женщину в девочке, так же как мужчину в мальчике следует формировать в дошкольном возрасте, не отделяя этот процесс от общего нравственного воспитания, т. к. именно в возрасте с 4 до 6 лет у детей формируется гендерная устойчивость.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Большую роль в эмоциональном и социальном развитии ребенка играют не только родители, но и сверстники.
Исходя из вышеизложенного, основная стратегия проекта – сотрудничество с семьей
Миссия нашего проекта – соответствует миссии детского сада, определенной в программе развития, и заключается в помощи семье в воспитании саморазвивающейся личности, способной быть успешной в семье и деловой жизни на основе раскрытия своего гендерного потенциала.
Цель проекта – создание семейной игровой студии для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду, учитывающей гендерные особенности дошкольников, для организации игровой студии
2. Обеспечить условия для партнерского взаимодействия с семьей
3. Организовать игровую деятельность в рамках игровой студии с учетом гендерных особенностей детей
4. Интегрировать деятельность игровой студии и повседневную жизнедеятельность группы
Критерии эффективности проекта :
- умение организовать свое свободное время с использованием игр
- трансляция опыта организации игр в детское сообщество и семью
- успешная полоролевая социализация, развитие личностных гендерных черт
- умение управлять эмоциями и чувствами
- выстраивание эффективных и адекватных форм взаимодействия с детьми и взрослыми
- повышение уровня общего психического развития
Критерии измерения результатов
- Развитие личностных гендерных черт
- Высокая адекватная самооценка
- Уровень управления и выражения эмоций
- Сформированность основных навыков общения
Категории участников проекта Результаты проекта
Воспитанники Наличие полифункционального игрового материала
Успешная полоролевая социализация
Повышение самооценки
Возможность свободы проявления эмоций и чувств
Умение взаимодействовать с детьми и взрослыми
Педагоги Повышение уровня компетентности
Овладение технологиями организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе
Укрепление взаимоотношений с детьми и родителями
Тиражирование опыта и возможность использования разработанной технологии
Родители Повышение уровня компетентности
Формирование детско - родительских взаимоотношений через установление равных отношений с ребенком, преодоление своей авторитарной позиции, проявление творческих способностей в изобретении новых сюжетов игр, ролей.
Детский сад Обогащение предметно-развивающей среды
Технология деятельности игровой студии
Возможность тиражирования результатов деятельности по проекту
3. Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Реализация проекта происходит в три этапа.
Подготовительный этап:
Задачи Методы и технологии Кто осуществляет деятельность Адресат деятельности Используемые ресурсы
Создание предметно-развивающей среды, учитывающей гендерные особенности дошкольников, для организации игровой студии
Анализ существующей предметно-развивающей среды
Обогащение предметно-развивающей среды группы материалом для организации сюжетно-ролевой игры
Воспитатели Среда группы Педагоги группы,
Материал для сюжетно-ролевых игр
Литература по сюжетно-ролевой игре, гендерным особенностям детей, по организации предметно-развивающей среды
Обеспечение условий для партнерского взаимодействия с семьей Организация просветительской работы с родителями
Анкетирование Воспитатели Родители Помещение группы
Подбор литературы по теме проекта
Основной этап
Задачи Методы и технологии Кто осуществляет деятельность Адресат деятельности Используемые ресурсы
Организация игровой деятельности в рамках игровой студии с учетом гендерных особенностей детей
Игровая технология
Сказкотерапия
Конструирование
Изобразительная деятельность
Групповая работа Воспитатели Дети
Родители Игровая программа студии «Солнечные лучики»
Помещение группы
Заключительный этап
Задачи Методы и технологии Кто осуществляет деятельность Адресат деятельности Используемые ресурсы
Интеграция деятельности игровой студии в повседневную жизнедеятельность группы
Игровая технология
Сказкотерапия
Конструирование
Изобразительная деятельность
Групповая работа Воспитатели
Дети Дети, воспитатели, родители Игровая программа студии «Солнечные лучики»
Помещение группы
4. План-график работ.
№
п/п Мероприятия Сроки Результат Ответственные
Подготовительный этап
1 Изучение литературы по теме проекта Апрель Систематизация опыта по игровой деятельности Воспитатели
2 Анализ игровой деятельности в ДОУ Май Выявление актуальных задач развития игровой деятельности в ДОУ Воспитатели
3 Написание игровой программы Июнь - июль Игровая программа Воспитатели
4 Создание картотеки игр Июнь - июль Картотека сюжетно-ролевых игр Воспитатели
Основной этап
1 Игра «Строим замок «Рыцарей и Принцесс».
Цель: разработка поли - функционального игрового материала для организации игровой деятельности по проекту
Игра проводится в два этапа:
1. Участвуют мальчики и папы – создание макета замка Рыцарей и Принцесс
2. 2. Участвуют девочки и мамы – обустройство замка Рыцарей и Принцесс сентябрь - Макет замка Рыцарей и Принцесс
- умение управлять эмоциями и чувствами
- выстраивание эффективных и адекватных форм взаимодействия с детьми и взрослыми
- повышение уровня общего психического развития
Воспитатели
2 Игра «Жители замка «Рыцарей и Принцесс».
Цель: полуролевая социализация, развитие личностных гендерных черт дошкольников Октябрь - наполнение макета замка игровыми атрибутами
- умение управлять эмоциями и чувствами
- выстраивание эффективных и адекватных форм взаимодействия с детьми и взрослыми
- повышение уровня общего психического развития
Воспитатели
3 Игра «Рыцари и Принцессы собирают друзей»
Цели: - трансляция опыта организации игр в детское сообщество и семью
Ноябрь - умение организовать свое свободное время с использованием игр
Воспитатели
Заключительный этап
1 Подведение итогов, корректировка результатов деятельности по проекту, внедрение опыта декабрь Итоговые диагностики по проекту
Описание опыта по проекту Воспитатели
5. Распространение результатов.
Категории потребителей Механизмы трансляции опыта
Методисты, воспитатели ДОУ - Семинары – практикумы
- опыт работы по проекту
- индивидуальные консультации
Родительская общественность
Педагоги дополнительного образования