Любовь Хавалкина
Конспект игровой обучающей ситуации по речевому развитию для детей в возрасте от 4 до 5 лет «Поможем Гадкому утёнку»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая обучающая ситуация
по речевому развитию для детей в возрасте от 4 до 5 лет
«Поможем Гадкому утёнку»
Программные задачи:
- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- учить детей правильно формулировать вопросы; при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- обогащать словарь посредством общения детей с живой природой;
Публикация «Конспект игровой обучающей ситуации по речевому развитию для детей в возрасте от 4 до 5 лет „Поможем Гадкому утёнку“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Утки, утята
- «Гадкий утенок» Андерсен Х.К.
- Темочки
- воспитывать интерес к литературе, учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте;
- дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц;
- уточнить названия часто встречаемых перелетных птиц;
- упражнять в подборе определений;
- расширять знания о перелетных птицах;
- развивать связную речь, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать развитию общей моторики;
- воспитывать заботливое отношение к живой природе, учить детей видеть красоту в самом обычном окружении.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке и за приметами осени в природе;
- рассматривание иллюстраций с изображениями перелетных птиц;
- зарисовки на тему «Перелетные птицы», беседы с детьми;
- дидактические игры («Выбери правильный ответ», «Запомни, назови», «Улетают – не улетают»);
- разгадывание и толкование загадок о птицах;
- чтение книг о природе В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка утенок; карта-схема, мягкие модули; гимнастическая скамейка; магнитная доска; картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц.
Ход ситуации
Дети находятся в игровой комнате, воспитатель приглашает их к окну посмотреть на участок и отметить изменения в природе. Для беседы дошкольники удобно располагаются на ковре.
Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц. Вот как об этом писала Елена Благинина в своем стихотворении.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой, черные,
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах говорится в этом стихотворении?
Дети. О перелетных.
Воспитатель. Сегодня я получила послание из нашего леса от Гадкого утенка. Он сообщает, что многие птицы улетают в теплые края. Бедного утенка птицы не берут ни в одну стаю, а уже скоро зима. Что мы можем сделать для него?
Дети. Надо помочь Гадкому утенку.
Воспитатель. Чтобы попасть в стаю, утенку необходимо пройти испытания. Давайте вместе их пройдем. Скажите, пожалуйста, почему перелетные птицы улетают в теплые края?
Дети отвечают, что в природе становится холодно, нет растений и насекомых, птицам нечего есть.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас давайте поиграем.
Игра «Выбери правильный ответ». Педагог задает детям вопрос и называет варианты ответов, дети выбирают правильный ответ. Например:
1. После какого времени года наступает осень? (Лето. Зима. Весна.)
2. Как называются птицы, которые улетают на юг? (Зимующие. Хищные. Перелетные.)
3. Какая из этих птиц относится к перелетным? (Воробей. Ласточка. Синица.)
4. Какое время года наступит после осени? (Лето. Зима. Весна.)
Педагог поощряет стремление детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
Воспитатель. Давайте, дети, поспешим на помощь Гадкому утенку. Путь нам предстоит долгий, и без карты нам не обойтись. Давайте рассмотрим ее.
На доске висит карта, на которой обозначен путь. Дети подходят к карте, рассматривают ее. Педагог берет в руки карандаш, показывает и рассказывает детям, как они будут добираться до Гадкого утенка.
Воспитатель. На пути нам встретятся болото, большой дуб, высокая гора, широкая река. До болота надо ДОЙТИ, болото надо ПЕРЕЙТИ, дуб надо ОБОЙТИ, гора такая высокая, что ее не обойти, поэтому мы ПРОЙДЕМ через пещеру в горе. В пещеру мы ВОЙДЕМ и из пещеры ВЫЙДЕМ, а широкую реку ПЕРЕЙДЕМ по мосту: на мост ЗАЙДЕМ, с моста СОЙДЕМ. Вот и поляна, на которой нас ждет Гадкий утенок. Итак, вы готовы? В путь!
Игра-путешествие «Дальний путь». Следуя маршруту, указанному на карте, дети и воспитатель идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: дошли, перешли, обошли, вошли, вышли, зашли, сошли, прошли.
Воспитатель. До болота мы дошли и по кочкам перешли.
Дети. Дошли, перешли.
Дети шагают по «кочкам», высоко поднимая ноги.
Воспитатель. Вот и к дубу мы пришли, дуб тихонько обошли.
Дети. Пришли, обошли.
Дети идут на носочках вокруг дуба.
Воспитатель. Долго шли, и вот перед нами гора!
Гору нам не обойти,
Гору нам не перейти!
Но в горе пещера есть –
Замечательная весть!
Дружно мы в нее вошли,
Вышли – и опять в пути!
Дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из мягких модулей – и выходят из нее, повторяя: «Вошли, вышли».
Воспитатель. А вот тут течет река,
Широка и глубока!
Мост стоит впереди,
По нему скорей иди,
По доске я пройду
И вас всех переведу!
Дети не торопясь друг за другом проходят через «мост» (гимнастическую скамейку) приставным шагом.
Воспитатель. Вот мы и пришли на поляну. Посмотрите, как много здесь разных птиц! Назовите, каких птиц вы увидели.
На магнитной доске прикреплены картинки с изображениями перелетных птиц, дети по очереди называют их. Например: «Я увидела аиста» или «Я увидел лебедя» и т. д.
Воспитатель. А как одним словом можно назвать этих птиц?
Дети. Перелетные.
Воспитатель. А вот и Гадкий утенок.
Педагог берет на руки мягкую игрушку – утенка.
Гадкий утенок (голосом воспитателя). Здравствуйте, ребята! Спасибо, что откликнулись на мою просьбу. Для того, чтобы птицы взяли меня к себе в стаю, я должен сначала отгадать их загадки. Вы мне поможете?
Дети. Да!
Воспитатель. Вот первая загадка.
На дереве веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец.
Дети. Скворец.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Следующая загадка.
Кто эта птица?
Никогда не строит
Для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
Дети. Кукушка.
Воспитатель. Попробуйте отгадать эту загадку.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
Дети. Жаворонок.
Воспитатель. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины…
Дети. Ласточка.
Воспитатель. Бродит по болотам,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек…
Дети. Цапля.
Воспитатель. Ну вот, Утенок, наши дети справились с заданием, все загадки разгадали.
Гадкий утенок. Спасибо! А теперь мне нужно определить, какие птицы перелетные, а какие – зимующие.
Игра «Угадай, кто есть кто». Дети рассматривают картинки и говорят названия птиц, они определяют, какие птицы перелетные, а какие – зимующие. В наборе картинки перелетных птиц (утка, лебедь, журавль, ласточка, грач, скворец, кукушка) и зимующих (воробей, ворона, синица, сорока, голубь, сова, дятел). Картинки показывают вперемешку.
Гадкий утенок. Ребята, вы так много знаете и так хорошо помогаете! Подскажите мне, что могут делать птицы?
Игра «Что могут делать птицы?» Педагог предлагает детям вспомнить, что могут делать птицы (они летают, клюют, садятся, спят, греют, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, чистят, высиживают, поют, щебечут).
Воспитатель. А теперь, ребята, давайте немного поиграем.
Игра «Улетают - улетел».
Скоро белые метели дети поднимают руки вверх
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
улетели журавли. импровизируют полет журавлей
Не слыхать кукушки в роще, прикладывают руку к уху
И скворечник опустел, вытягивают руки перед собой
Аист крыльями полощет – выполняют взмахи руками
Улетает, улетел.
Гадкий утенок. А теперь нужно вспомнить, как у кого птенцы называются.
Воспитатель. Дети, давайте вспомним, как у птиц зовут птенцов?
Игра «Птенец, птенцы»
У кукушки…
Дети. Кукушонок, кукушата.
Воспитатель. У журавля…
Дети. Журавленок, журавлята.
Воспитатель. У скворца…
Дети. Скворчонок, скворчата.
Воспитатель. У грача…
Дети. Грачонок, грачата.
Воспитатель. У утки…
Дети. Утенок, утята.
Воспитатель. У аиста…
Дети. Аистенок, аистята.
Воспитатель. У гуся…
Дети. Гусенок, гусята.
Гадкий утенок. Молодцы, ребята, помогли мне; птицы услышали, что мы все их задания выполнили, и теперь возьмут меня к себе в стаю. Я улечу с ними в теплые края. Спасибо вам большое!
Воспитатель. А нам пора домой. Давайте, ребята, возвращаться.
Дети прощаются с Гадким утенком и возвращаются в детский сад.
Литература
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Сомкова О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М. : ТЦ Сфера, 2006.