Елена Петровна Мишкина
Игровая образовательная деятельность в шахматном кружке «Ценность шахматных фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для изучения «ценности» шахматных фигур.
Задачи:
- Прививать интерес и любовь к шахматной игре.
- Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
- Закреплять шахматные термины.
- Учить культурному общению, воспитывать чувство такта, уважение к своему партнёру.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Оборудование: шахматные доски с комплектами фигур, настенная магнитная шахматная доска, Д/и «Волшебный шахматный мешочек», бумажные нарезные денежки с изображением пешки.
Ход занятия:
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждёт урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы играть,
Узнавать и рассуждать.
Педагог: - Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в магазин. Как вы знаете, магазины бывают разные. Что продают в магазинах?
( ответы детей: - продукты, игрушки, одежду и др.)
- Сегодня мы с вами отправимся в необычный магазин.
Называется он «Магазин Шахмат». В любом магазине люди что-то покупают. Как вы думаете, что мы будем покупать в «Магазине Шахмат»?
( ответ детей: - шахматы)
- Правильно. В этом магазине можно купить шахматные фигуры, но, чтобы их купить, надо знать их ценность. А что обозначает выражение «ценность» фигуры ( ответы детей: - цена, сколько стоит фигура).
- В магазине каждый товар имеет свою цену, так и в шахматах, каждая фигура имеет свою цену. В шахматах «ценность» фигур принято оценивать в пешках! Они являются самыми слабыми!
Далее по старшинству идут слон и конь - они оцениваются каждый по 3 пешки.
Следующей по рангу идёт ладья - она оценивается в 5 пешек.
А самой сильной фигурой является ферзь и стоит он целых 9 пешек. Также ферзь и ладья могут оцениваться другими соотношениями фигур :
Ладья = Конь + Пешка + Пешка
Ферзь = Слон + Слон + Конь
Ферзь = Ладья + Слон + Пешка
Что касается короля, то мы его в пешках и других фигурах не считаем - он бесценный, ведь без него играть шахматную партию нельзя!
- А теперь откройте ваши шахматные тетради и выполните шахматные задания (1, стр. 37 - 39)
Физминутка: (дети поднимаются со своих мест)
Раз, два, три, четыре, пять! (руки вперёд - сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (маршируем на месте)
Король на месте, по привычке, (повороты корпуса влево–вправо, поочерёдно поднося руки «козырьком» ко лбу)
А куда ему спешить? (стоя прямо разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! Необычен каждый шаг! (подпрыгивание поочерёдно на правой и на левой ноге высоко поднимая колени)
А ладья упряма, ходит только прямо! (маршируем на месте)
Педагог: - Я предлагаю вам сыграть в игру «Волшебный шахматный мешочек», но не так как мы с вами всегда играли, называя и доставая из мешочка одну шахматную фигуру, а на этот раз нужно распознать в мешочке, поочерёдно, две фигуры, достать, и сравнить их «ценность»!
Педагог: - А теперь, когда мы закрепили «ценность» шахматных фигур, я раздам вам денежки с изображением пешек, а вы можете пройти в наш Шахматный магазин и купить, свою любимую фигуру!
(один из детей назначается продавцом, он считает и озвучивает правильность покупки)
Педагог: - Итак, ребята, скажите, что сегодня на занятии мы изучали?
- Правильно, «ценность» фигур!
Рефлексия:
- Что запомнилось? Что понравилось? Что было интересно?
- Как хорошо мы с вами поиграли и «ценность» всех фигур узнали! Наше занятие подошло к концу.
Литература:
1. Волкова Е., Прудникова Е. Шахматы с Енотом. Рабочая тетрадь №1, МИФ