Альфия Шарибжанова
Игровая деятельность в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребёнка. Игра – важнейшая сфера самовыражения ребёнка.
В игре не только развивается воображение, но и формируются другие личностные новообразования. Игра даёт ребёнку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создаёт благоприятные возможности для развития у ребёнка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребёнку доставляется возможность пережить ситуацию успеха, получит признание сверстников. Для этого взрослому необходимо помочь ребёнку занять ту игровую позицию, которая соответствует его индивидуальности (например, сочинителя игрового сюжета, исполнителя игровой роли, декоратора обстановки для игры и др.).
Публикация «Игровая деятельность в первой младшей группе» размещена в разделах
Игра – деятельность, которая несёт в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры – важнейшее условие становление детской общности. В игре ребёнок начинает осознавать себя как член определённого коллектива, впервые возникает чувство «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественной мнение.
В игре активно формируется способность внимательно относится к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым создается возможность для преодоления эгоцентризма, перехода на новую степень интеллектуального развития.
В игре у ребёнка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов заместителей (шишка – вместо пирожка, листок – вместо тарелки и пр.). Использование предметных заместителей постепенно приводит к появлению
замещения во внутреннем плане – плане сознания. Это позволяет ребёнку «действовать в уме», решать разные задачи, используя образы и речь.
Что же дает игра для развития ребенка?
1. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.
2. Способность ориентироваться в сфере человеческих отношений.
3. Способность координировать свои действия с другими. Постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий её участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми.
Каким образом можно учить игре?
Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребёнку. Оно включает непосредственное взаимодействия воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребёнка игровым партнером, который привносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Важнейшее условие содействие развитию игры – создание игровой предметно-развивающей среды в группе детского сада.
В раннем возрасте игра постепенно становиться любимой и естественной деятельностью ребенка. Ребенок включается в разнообразные виды игровой деятельности : творческие сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражаниями, игры со строительным материалом.
К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает спать куклу, прокатывает машинки и др.). Ребенок передает не сложный сюжет из нескольких игровых действий. Дети становятся способными действовать с предметами- заместителями, появляются действия и без предмета, в которых сохраняется «рисунок» действия.
Сюжетная и предметная игра тесно переплетаются: ребенок действует с шариками, бусинами как с предметами и тут же закутывает их в платочек, качает, возит. Шарики становятся «птенчиками в гнездышке» и опять превращаются в шарики. Освобождение игры от обязательной предметной опоры позволяет создавать сюжеты по всюду.
На третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссерской игры, деятельности, в которой ребенок, как режиссер, управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам (одушевление предмета, предание ему неспецифических знаний).
Таким образом, становление сюжетной игры- это сложный многоплановый процесс. Однако руководство игрой не должно сводится к заучиванию с детьми готовых сюжетов, оно направлено на развитие мира фантазии, способности воплотить ее в игровых действиях.
Педагог реализует несколько целей:
Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;
Помогать детям отражать мир в игре;
Побуждать детей к первым творческим проявлениям;
Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.
Важнейшим условием появления игровой деятельности у детей раннего возраста является насыщение игрой всей жизни детей в группе детского сада. Это может быть реализовано через превращение в игровой сюжет событий, которые происходят в группе. Здесь существенную помощь оказывают приемы народной педагогики. Используется параллельное проигрывание бытовых сюжетов с ребенком и игрушкой: игрушку кормят, лечат, укладывают вместе с малышом.
В результате происходит обогащение игрового опыта детей. Укладывая куклу спать, дети подворачивают ей одеяло, как это делает няня, показывают куклам новые игрушки и картинки, как воспитатель, носят кукол по комнате и называют предметы: «Смотри, это- книга, а это- лук». Таких игровых действий взрослые не показывали, их появление свидетельствует о формировании игрового отражения действительности.
Основной путь развития игры у детей 2-3 лет – это совместная игра воспитателя с ними
Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь сюжетные игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребёнку отразить свои впечатления.
В распоряжении ребёнка этого возраста должны находиться разнообразные игрушки, каждая из которых выполняет определённую функцию. Так, развитию движений малыша способствуют игры с тележкой, обручем, мячом, а для развития мелких движений пальцев рук нужны пирамидки, разнообразные игрушки, мозаика, лото.
Для развития самостоятельной игры детей большое значение имеет подбор сюжетно – образных игрушек. Приведём их примерный перечень.
1. Куклы с нарисованными глазами, со сгибающимися руками и ногами, с пальчиками на руках и ногах. Желательно иметь несколько кукол с тканевым туловищем и конечностями.
2. Маленькие (около 10 см) куклы, изображающие разных людей (дедушку, доктора и др., - направлены на развитие социальных представлений ребёнка.
3. Набор посуды в соответствии с размером куклы, диаметром до 5-7 см, включающий 2-3 чашки с блюдцами, тарелки, ложки, кастрюлю, чайник, сковородку.
4. Мебель – разных размеров, в том числе и настольная: стол, стулья, кровати, диван, ширма; кухонная мебель и оборудование: плита, мойка, холодильник; гладильная доска, утюжки, ванночка, телефон.
5. Панели с изображением мойки с краном, плоскостные изображения овощей, фруктов.
6. Игрушка - животное должна задавать в своём облике обобщённые и наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребёнка узнаваемым.
7. Предметы – заместители из разных материалов, в том числе и из природного (шишки, ракушки, солома, деревянные и пластмассовые кружочки, лёгкие бруски и дощечки, кубики.
8. Коляски, тележки, машины.
9. Конструктивный материал для постройки дорожек, башенок из 2-4 кубиков, заборчика, скамейки, домика.
Активному и творческому проявлению ребёнка в сюжетной игре будет способствовать оснащение уголка ряженья. В нём располагают юбки, блузки, накидки, шали, кепки, шапки, косынки, бусы, веночки, сумочки.
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Список используемой литературы
1. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Санкт-Петербург,2010 г.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. Просвещение,1991.
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка». М. Просвещение,1988.
4. Жуковская Р. И. «Игра и её педагогическое значение». -М., г
5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. «Мозаика-Синтез», 2015.
6. Смоленцева А. А. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
М., Просвещение, 1988.