Татьяна Шалганова
Игротерапия как условие формирования социальной активности обучающихся с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия, как условие формирования социальной активности обучающихся с задержкой психического развития
Шалганова Татьяна Анатольевна,
Педагог – психолог МОБУ «СОШ №4», г. Минусинск
e-mail : tshalganova@mail.ru
Аннотация: в статье рассматривается игротерапия, как условие формирования социальной активности обучающихся с задержкой психического развития. Раскрываются особенности использования игротерапии в коррекционной работе с детьми данной категории, а так же влияние игротерапии на развитие личности ребенка.
Публикация «Игротерапия как условие формирования социальной активности обучающихся с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
Ключевые слова: задержка психического развития, коммуникация, незрелость психических процессов, игротерапия, социальная активность, нарушения.
В современном мире существует множество факторов, которые воздействуют на людей не самым благотворным образом. Эти факторы могут быть и социальными, и биологическими. Кроме того, что они воздействуют на людей, уже живущих, эти факторы могут действовать неблагоприятным образом на еще не рожденных детей. В результате дети, которые появляются на свет, могут иметь различные отклонения и недостатки.
Одной из прочих проблем является такое отклонение от нормы, как задержка психического развития. Задержка психического развития у детей (далее ЗПР) - это медленный темп совершенствования некоторых психических функций : мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.
Выражается это в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.
ЗПР характеризуется как категория слабовыраженных отклонений психического развития, то есть, дети данной категории не имеют серьезных отклонений в умственном, речевом, двигательном развитии. Но при этом, наблюдаются серьезные трудности в развитии социального опыта, в адаптации ребенка, в коммуникативном развитии, во взаимодействии с другими людьми в обществе из-за того, что идет медленный темп созревания психики.
Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития психологической науки все больше и больше заостряется внимание на изучении разного рода особенностей и вариантов развития, а так же на поиске путей развития и коррекции имеющихся недостатков.
Противоречия в социально-экономических реалиях нашего времени вызывают рост количества детей, с теми или иными проблемами в развитии. Особенно ярко эти проблемы начинают проявляться в процессе воспитания в дошкольном учреждении и при обучении в начальной школе, в этот период отставание в развитии принимает обозримые формы.
Стоит отметить, что важнейшей особенностью детей со слабыми формами нервно-психических расстройств и отклонений является то, что большему количеству из них требуется не столько лечение, сколько создание специальных педагогических условий обучения и воспитания.
По-другому говоря, комплекс нарушений, который свойственен этим детям, требует не медицинской, а больше психолого-педагогической коррекции, которая основывается на клинической, психологической и педагогической диагностике.
Дети, имеющие ЗПР, проявляют нарушение социальной активности, навыков коммуникации, исходя из этого, ребенок не способен адекватно оценивать окружающую обстановку, что вызывает нарушение самостоятельности, социальной компетенции, личную незрелость, неприспособленность к взаимодействию в обществе.
Социальная активность - это самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленная на осознанное взаимодействие с социальной средой, которая осуществляется в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.
Таким образом, правильная коррекционно-развивающая и педагогическая работа для детей с задержкой психического развития выступает очень важной и актуальной проблемой процесса обучения и воспитания.
Одним из наиболее эффективных психотерапевтических методов является игротерапия.
Игротерапия - это психотерапевтический метод, который заключается в применении игры, в качестве основного способа общения, взаимодействия, а так же коррекции имеющихся проблем.
Занятия по игротерапии начинаются с ритуального приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность и общение, а также для создания в группе положительного эмоционального настроя. Затем проводят разминку, которая позволяет сбросить инертность физического и психофизического самочувствия, поднять мышечный тонус, вызвать интерес ребенка к совместному занятию, настроить на активную работу с другими детьми. После разминки - основная часть занятия, в течении которой осуществляется эмоциональное включение детей в тему, обеспечивается возможность ее осмысления, происходит выход на поверхность проявляемых чувств. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
Перед окончанием занятия применяются особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокоить детей, снять эмоциональное напряжение и развивать воображение, фантазию. Заканчиваются занятия прощальным ритуалом, позволяющим настроить детей на окончание работы.
Использование игрового материала позволяет детям с ЗПР преодолеть имеющиеся трудности, получить навыки социальной активности и взаимодействия в обществе.
Игротерапия, как условие формирования социальной активности обучающихся с ЗПР, формирует и развивает :
- социальные обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;
- взаимодействие с окружающими людьми, направленное на конструктивное общение и решение общих задач;
- социальную мобильность : умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, включаться в разнообразные виды деятельности.
Игровая терапия, как условие формирования социальной активности обучающихся с ЗПР, будет оказывать коррекционное воздействие на детей, при соблюдении следующих условий :
- в ходе организации занятий следует использовать игры, которые способствуют созданию близких и доверительных отношений между участниками группы, например: «Частичка тепла», «Комплементы», «Ласковое имя», «Подарим друг другу улыбку», «Друг найди друга». Педагогу следует давать новую для ребенка информацию в доступной и понятной форме, при этом устанавливать новые связи с внешним миром, формировать навыки взаимодействия с обществом, прививать самостоятельность. Через игру школьники с ЗПР будут понимать обстановку и подбирать способы действия в ней, оценивать окружающую действительность ( рекомендую такие задания: «Где в комнате живут бабочки, найдите и сосчитайте», «Найдите предметы квадратной, треугольной, круглой формы, которые находятся в пределах кабинета или за окном»).
- содержание занятий игротерапией должно решать проблемы эмоциональной сферы данной категории детей, используя такие упражнения как: «Угадай настроение», «Дыши и думай красиво», «Злюка успокоилась», «Собери букет чувств», «Изобрази эмоцию». Стабилизация эмоционального фона – это основная задача при формировании социальной активности. В процессе игры дети переживают свои эмоции, учатся их контролировать, правильно выражать их в определенных ситуациях.
- содержание занятий так же должно быть направлено на развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми в разных ситуациях. В ходе игры следует предлагать детям оказаться в той или иной обстановке для формирования правильного поведения ребенка (драматизации сказок, мультфильмов с ярко выраженными взаимоотношениями героев).
Коррекционная работа строится по типу организации совместных игр: подвижных, релаксационных, игр с разными материалами.
При проведении подвижной игры все участники должны попробовать себя в роли ведущего. Такой прием учит детей освобождению от негативных эмоций, общению друг с другом, чувству ответственности за свои действия и умению действовать в команде.
Стоит отметить, что работа по формированию социальной активности у обучающихся с ЗПР должна осуществляться в процессе всей жизнедеятельности ребёнка, поскольку этот процесс должен быть непрерывным и предполагает широкое использование всевозможных воспитательных направлений и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.
Игра в жизни ребёнка играет огромную роль, ведь именно в игре он учится действовать в соответствии с поставленной целью, согласовывать свои действия со своими сверстниками, учится общению, познаёт окружающий мир, овладевает духовными ценностями. Таким образом ребёнок усваивает способы общения и овладевает коммуникативными навыками и умениями.
Через самовыражение в игре дети могут научиться настойчивости, самоуправлению, чувству ответственности, получить удовольствие от самостоятельных решений и понять, что их принимают вместе с их выбором. Кроме того, возможности игры для решения проблем безграничны. У детей также вырабатывается самодисциплина, необходимая для продолжительного усилия, и наступающее вслед за этим чувство удовлетворения – это невероятный скачок в формировании положительной самооценки.
Игротерапия в этом случае будет способствовать формированию социальной активности у обучающихся с ЗПР, и работа по развитию коммуникативных умений даст заметные результаты, если она будет частью всей деятельности ребёнка.
Библиографический список:
1. Г. Л. Лэндрет. Новые направления в игровой терапии : Проблемы, процесс
и особые популяции / под ред. Г. Л. Лэндрета. Пер. с англ. - М., Когито-Центр, 2007.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР / Л. Н. Блинова. - М., 2019.
3. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - М., 2017.