Ирина Богачева
Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности ребёнка. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития». По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру».
Публикация «Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие игры в дошкольный период включает следующие этапы: 3 года - режиссерская игра (реальные игрушки и их реальные роли, 3,5 года - образно-ролевая игра (игрушка может исполнять любую роль). После 4 лет появляется сюжетно-ролевая игра и игра с правилами.
Игры оказывает огромное влияние на развитие дошкольников :
1. Дети учатся общаться друг с другом. Если распадается общение, совместная деятельность, то распадается и процесс игры.
2. Игра способствует развитию произвольного поведения. Этому способствует в 3-4 года внешний контроль в лице реального взрослого, в 5-6 лет внутренний контроль в образе взрослого.
3. Развивается мотивационно - потребностная сфера ребенка. Идет не только расширение круга мотивов поведения, но и появляются новые мотивы, не связанные с наглядной ситуацией.
4. В игре, преодолевается познавательный эгоцентризм.
5. Игра дает возможность отреагировать на ситуации, которые для ребенка неприятны, запутаны, сложны. Тем самым дети приобретают знания об окружающей действительности.
6. В игре активно формируются психические процессы: обогащается восприятие, внимание, формируется творческое воображение, произвольная память. Ролевая игра приводит к развитию словесно-логического мышления, развитию моторики.
7. Игра создает «зону ближайшего развития» - она готовит ребенка к школе, развивая те свойства личности и психические процессы, которые необходимы для успешного обучения.
Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является ведущей деятельностью ребенка. Поэтому коррекция детских страхов посредством игры является одним из основных методов в данном возрастном периоде.
По мнению А. Я. Варга, игровая терапия - нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем [2. с. 47].
Г. Л. Лэндрет сравнивал по значимости речь для взрослого и игру для ребенка, для дошкольника игра является естественной потребностью, выступающей условием гармоничного развития личности. По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте [18. с. 15].
При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место.
Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.
В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр.
Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам поведения.
Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра - это игра в насилие, войну и т. д. Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровой материал [30].
Существует четыре основных вида и формы игротерапии :
1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:
- игротерапию, центрированную на клиенте;
- игротерапию отреагирования;
- игротерапию построения отношений;
- примитивную игротерапию;
- игротерапию в отечественной психологической практике.
2. По функциям взрослого в игре различают:
- недирективную игротерапию;
- директивную игротерапию.
3. По форме организации деятельности различают:
- индивидуальную игротерапию;
- групповую игротерапию;
4. По структуре используемого в игротерапии материала :
- игротерапию с неструктурированным материалом;
- игротерапию со структурированным материалом.
Вот какие игры предлагают психологи на коррекцию страхов :
1. Игра «Пятнашки» (с 3 лет)
Данная игра направлена на профилактику страха внезапного воздействия и попадания в новую, неожиданную ситуацию общения.
Назначается водящий, который догоняет остальных игроков и «пятнает» их - хлопает рукой по спине, руке или ноге. «Запятнанный» становится водящим. Суть игры в её высоком эмоциональном накале. Водящий может говорить шуточные угрозы: «Сейчас поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать : «Не догонишь!», «Я быстрее!». «Пятнашки» всегда вызывают много радости и веселья, помогают объединить семью. Более сложный вариант «Пятнашек» - когда по комнате расставляются препятствия и игроки должны их обходить.
2. Игра «Жмурки» (с 4 лет)
Эта игра направлена на преодоление страха темноты.
Водящему плотно завязывают глаза. Игроки бегают вокруг него и хлопают в ладоши. Когда водящий обнаруживает участника, он должен его опознать на ощупь. Пойманный становится водящим. Как и в «Пятнашках», здесь говорятся шуточные угрозы.
Другой вариант игры: игроки замирают и стоят на месте, а водящий с завязанными глазами ищет их.
3. Игра «Привидение» (с 3 лет)
Данная игра направлена на преодоление страха перед сверхъестественными персонажами.
На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у.» Тот, кого он поймал, становится ведущим.
4. Игра «Лохматый пес» (с 1 года)
Эта игра направлена на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе.
Одному из детей предлагаем роль «пса» и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
После слов «что-то будет» пес вскакивает и со словами «гав, гав» бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
5. Игра «Баба-Яга» (с 3 лет)
Эта игра направлена преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, внезапного воздействия.
Выбираем Бабу-Ягу. Она, надев маску и взяв «помело» - палочку или веточку, становится в центре вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят:
Баба - Яга - Костяная нога.
С печки упала, Ногу сломала,
Пошла в огород, Испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается «помелом» запятнать детей. Кого она коснется, тот замирает на месте, пока все дети не будут запятнаны.
6. Игра «Охотники» (с 5 лет)
Данная игра направлена на преодоление болевого страха, неприятных, неожиданных воздействий.
Выбираем троих «охотников», остальные дети - «звери». Охотники с маленьким мячом в руке располагаются в разных концах игровой площадки, звери двигаются в разных направлениях в центре площади. По сигналу звери замирают, а охотники должны попасть мячом в кого-нибудь. Запятнаные игроки занимают место охотников, игра повторяется.
Правила игры: Нельзя бросать мяч сильно, целиться в голову.
«Звери» могут увертываться от мяча, не сходя с места.
Возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы [38].