Приложение МААМ

Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Ирина Богачева
Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития». По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру».

Публикация «Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие игры в дошкольный период включает следующие этапы: 3 года - режиссерская игра (реальные игрушки и их реальные роли, 3,5 года - образно-ролевая игра (игрушка может исполнять любую роль). После 4 лет появляется сюжетно-ролевая игра и игра с правилами.

Игры оказывает огромное влияние на развитие дошкольников :

1. Дети учатся общаться друг с другом. Если распадается общение, совместная деятельность, то распадается и процесс игры.

2. Игра способствует развитию произвольного поведения. Этому способствует в 3-4 года внешний контроль в лице реального взрослого, в 5-6 лет внутренний контроль в образе взрослого.

3. Развивается мотивационно - потребностная сфера ребенка. Идет не только расширение круга мотивов поведения, но и появляются новые мотивы, не связанные с наглядной ситуацией.

4. В игре, преодолевается познавательный эгоцентризм.

5. Игра дает возможность отреагировать на ситуации, которые для ребенка неприятны, запутаны, сложны. Тем самым дети приобретают знания об окружающей действительности.

6. В игре активно формируются психические процессы: обогащается восприятие, внимание, формируется творческое воображение, произвольная память. Ролевая игра приводит к развитию словесно-логического мышления, развитию моторики.

7. Игра создает «зону ближайшего развития» - она готовит ребенка к школе, развивая те свойства личности и психические процессы, которые необходимы для успешного обучения.

Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является ведущей деятельностью ребенка. Поэтому коррекция детских страхов посредством игры является одним из основных методов в данном возрастном периоде.

По мнению А. Я. Варга, игровая терапия - нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем [2. с. 47].

Г. Л. Лэндрет сравнивал по значимости речь для взрослого и игру для ребенка, для дошкольника игра является естественной потребностью, выступающей условием гармоничного развития личности. По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте [18. с. 15].

При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место.

Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.

В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр.

Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам поведения.

Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра - это игра в насилие, войну и т. д. Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровой материал [30].

Существует четыре основных вида и формы игротерапии :

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

- игротерапию в психоанализе;

- игротерапию, центрированную на клиенте;

- игротерапию отреагирования;

- игротерапию построения отношений;

- примитивную игротерапию;

- игротерапию в отечественной психологической практике.

2. По функциям взрослого в игре различают:

- недирективную игротерапию;

- директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности различают:

- индивидуальную игротерапию;

- групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала :

- игротерапию с неструктурированным материалом;

- игротерапию со структурированным материалом.

Вот какие игры предлагают психологи на коррекцию страхов :

1. Игра «Пятнашки» (с 3 лет)

Данная игра направлена на профилактику страха внезапного воздействия и попадания в новую, неожиданную ситуацию общения.

Назначается водящий, который догоняет остальных игроков и «пятнает» их - хлопает рукой по спине, руке или ноге. «Запятнанный» становится водящим. Суть игры в её высоком эмоциональном накале. Водящий может говорить шуточные угрозы: «Сейчас поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать : «Не догонишь!», «Я быстрее!». «Пятнашки» всегда вызывают много радости и веселья, помогают объединить семью. Более сложный вариант «Пятнашек» - когда по комнате расставляются препятствия и игроки должны их обходить.

2. Игра «Жмурки» (с 4 лет)

Эта игра направлена на преодоление страха темноты.

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки бегают вокруг него и хлопают в ладоши. Когда водящий обнаруживает участника, он должен его опознать на ощупь. Пойманный становится водящим. Как и в «Пятнашках», здесь говорятся шуточные угрозы.

Другой вариант игры: игроки замирают и стоят на месте, а водящий с завязанными глазами ищет их.

3. Игра «Привидение» (с 3 лет)

Данная игра направлена на преодоление страха перед сверхъестественными персонажами.

На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у.» Тот, кого он поймал, становится ведущим.

4. Игра «Лохматый пес» (с 1 года)

Эта игра направлена на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе.

Одному из детей предлагаем роль «пса» и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит:

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

После слов «что-то будет» пес вскакивает и со словами «гав, гав» бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.

5. Игра «Баба-Яга» (с 3 лет)

Эта игра направлена преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, внезапного воздействия.

Выбираем Бабу-Ягу. Она, надев маску и взяв «помело» - палочку или веточку, становится в центре вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят:

Баба - Яга - Костяная нога.

С печки упала, Ногу сломала,

Пошла в огород, Испугала народ,

Побежала в баньку, испугала зайку.

Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается «помелом» запятнать детей. Кого она коснется, тот замирает на месте, пока все дети не будут запятнаны.

6. Игра «Охотники» (с 5 лет)

Данная игра направлена на преодоление болевого страха, неприятных, неожиданных воздействий.

Выбираем троих «охотников», остальные дети - «звери». Охотники с маленьким мячом в руке располагаются в разных концах игровой площадки, звери двигаются в разных направлениях в центре площади. По сигналу звери замирают, а охотники должны попасть мячом в кого-нибудь. Запятнаные игроки занимают место охотников, игра повторяется.

Правила игры: Нельзя бросать мяч сильно, целиться в голову.

«Звери» могут увертываться от мяча, не сходя с места.

Возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы [38].

Публикации по теме:

Консультация «Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста» Для ребенка его страхи – это его реальность и все по –настоящему. Поэтому логические доводы родителей, типа таких: «Это не страшно», «Такого.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Линейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представленийЛинейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Задачи: - Дать детям элементарные представления.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 июня 2023 в 06:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Богачева (УИ 724097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД