Папки-передвижки

Игротека для детей старшего дошкольного возраста как одна из эффективных форм игровых практик

Виктория Новикова
Игротека для детей старшего дошкольного возраста как одна из эффективных форм игровых практик
▼ Скачать + Заказать документы

Игротека для детей старшего дошкольного возраста как одна из эффективных форм игровых практик по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Современные дошкольники удивляют нас своей уникальностью – они не ощущают границ между реальным и виртуальным миром, требуют свободу выбора, ценят персонализацию, легко работают в режиме многозадачности, имеют способность воспринимать огромный объем информации. Но, несмотря на внутреннюю свободу и развитость интеллектуальных процессов, дошкольникам зачастую бывает сложно генерировать новые идеи, обосновывать собственный замысел, находить практическое применение своему изобретению.

Публикация «Игротека для детей старшего дошкольного возраста как одна из эффективных форм игровых практик» размещена в разделах

При организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы в первую очередь руководствуемся ведущими принципами, определенными программой «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», согласно которым основное внимание уделяется развитию творческого воображения и инициативности, мысленно-практическому экспериментированию. Учет особенностей современных детей и ориентация на данные принципы подводит педагогов к необходимости пересмотра многих компонентов образовательной среды – стиля взаимодействия, содержания образования, средств образования и компонентов развивающей предметно-пространственной среды. Ведущим видом деятельности, которая направлена на развитие психики, личностных новообразований дошкольника остается игра, следовательно, одна из приоритетных задач педагога – создать такие условия для возникновения игровой деятельности, которые обеспечат саморазвитие, самообразование и самопознание ребенка. Одним из таких подходов в нашей работе по реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» с детьми старшего дошкольного возраста является работа с игротекой.

Основная педагогическая идея игротеки – развитие интереса и формирование внутренней мотивации к техническому творчеству и конструированию через игровую деятельность. Разработанная игротека представляет собой набор иллюстрированного материала с игровыми заданиями для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием программы. Развивающий эффект игротеки достигается через последовательное выполнение предложенных заданий, выстроенных в определенном логическом порядке с соблюдением принципа «от простого к сложному», где каждое последующее игровое упражнение является усложненным вариантом предыдущего. В основе игровых заданий лежит принцип фантастической математики. Суть этого метода заключается в том, что складывать, вычитать или умножать можно любые объекты – процессы, предметы, идеи, свойства и законы. И получать в результате совершенно невероятные фантастические идеи для создания нового объекта.

Вся деятельность с игротекой выстроена в следующем алгоритме, который условно разделен на модули.

I модуль «Фантастическое сложение». Игровые упражнения модуля направлены на знакомство с тематическим содержанием занятий и формирование интереса к последующей конструктивной деятельности.

Игровое оборудование : набор карточек с изображение предметов, подобранных в соответствии с тематическим содержанием программы «От Фребеля до робота» : роботы-помощники, оборудование для хлебопекарного производства, сумка– холодильник, насос, танк, подъемный кран и т. д.

Игровые действия : Игрок случайным образом выбирает две карточки. Задача – определить и объяснить назначение каждого объекта и придумать, что новое может получиться, если соединить два выпавших ему предмета в один.

Например, сумка-холодильник – это ёмкость, в которой удобно перевозить продукты с сохранением их температуры; катапульта – это метательная машина. Если соединить сумку-холодильник и катапульту, то получится устройство для бесконтактной доставки мороженого.

В дальнейшем, когда дети хорошо знакомы с назначением всех объектов и усвоили метод сложения двух предметов, переходим к варианту игры с усложнением – для сложения выбираются три и более объектов.

Возможны разные варианты игры: сочетать предмет + предмет (подъемный кран + танк, процесс + процесс (летать + перемещать тяжелые предметы, свойство + свойство (размер + влажность).

II модуль «Фантастическая приставка». Игровые упражнения этого модуля направлены на формирования умения мысленно преобразовывать объект в соответствии с заданным условием.

Игровое оборудование : используется два набора карточек: карточки с символическим изображением префиксов (супер– сверх, наилучший, анти– против, зоо– животный, мото– приводящий в движение, астро– звездный, видео– видеть, аква– водяной) и набор тематических карточек из модуля «Фантастическое сложение».

Игровые действия : Игрок выбирает карточку с условным изображением префикса и любой объект. Задача игрока – преобразовать свойство или назначение данного объекта в соответствии с префиксом. Например, видео + бинокль = видеобинокль, с помощью которого можно не просто рассмотреть отдаленные объекты, но и записать увиденное на видео, поделиться видео с друзьями через социальные сети.

III модуль «Фантастическое вычитание». Игровые упражнения этого модуля направлены на формирования умения мысленно преобразовывать объект в соответствии с заданным условием.

Игровое оборудование : тематические карточки из модуля «Фантастическое сложение», игральный кубик с различными признаками (форма, место, действие, часть, размер, материал).

Игровые действия : С помощью кубика игрок выбирает признак, который ему нужно удалить у определенного объекта. Придумать, как изменится объект, в чем плюсы и минусы данных изменений, как можно компенсировать недостающее свойство объекта. Например, что будет, если машина лишится колес? С одной стороны это плохо – она перестанет ездить, с другой стороны это может быть летающая машина, обладающая антигравитационным механизмом или машина на воздушной подушке.

IV модуль «Техника безопасности». Игровые упражнения данного модуля направлены на формирование представлений о способах символизации информации.

Игровое оборудование : набор запрещающих знаков, шаблоны запрещающих знаков (основа знака круглой, треугольной или квадратной формы с красной рамкой, тематические карточки из модуля «Фантастическое сложение», дополнительные художественные средства (цветные карандаши, фломастеры, наклейки).

Игровые действия :

Первый вариант игры. Используется набор запрещающих знаков. Игрок выбирает карточку с запрещающим знаком и должен назвать, что этот знак обозначает. Далее ведущий (взрослый) предлагает ребенку придумать свой знак на тот же запрет и зарисовать его на шаблоне.

Второй вариант игры. Игрок случайным образом выбирает тематическую карточку с объектом и должен придумать и назвать правило безопасности к нему. Полученный вариант зарисовать на шаблоне.

Знаки, сделанные детьми, могут размещаться в игротеке, в этом случае они становятся дополнительными карточками для игры, либо размещаются в группе в уголке безопасности или в детских инженерных книгах.

В игротеке также предусмотрено расположение всех дополнительных материалов (набор бумаги для рисования, тематические карточки, шаблоны) для фиксации детских идей, возникающих в процессе игры по любому модулю в виде рисунков, знаков, алгоритмов, схем, записей. Результатом деятельности с игротекой всегда является продукт детского творчества.

В зависимости от возможностей ребенка роль взрослого варьируется: он может выступать как помощником, советчиком в ситуациях, когда ребенок не владеет необходимыми навыками для работы с игротекой, так и соавтором либо партнёром по игре в ситуациях, когда ребенок действует самостоятельно.

Главным результатом деятельности с игротекой мы считаем формирование у детей интереса к техническому конструированию, развитие познавательного интереса, стремление к установлению причинно– следственных связей явлений. В некоторых случаях детские идеи, возникшие в результате работы с игротекой, перерастают в проекты, в которых дети являются не просто активными участниками, а инициаторами деятельности. Так, например, придуманные в ходе работы с игротекой робот– спортсмен, механизм по запуску воздушного змея, турбонасос «Спасатель» привели к реализации детских проектов как «Что влияет на скорость движения человека», «Воздушный поток», «К чему приводят длительные ливни».

Публикации по теме:

«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников «Гость группы» – очень интересная и эффективная форма работы с семьей, где родители не зрители, а активные участники. Её суть заключается.

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста»Фотоотчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста» Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игротека для детей старшего дошкольного возраста как одна из эффективных форм игровых практик
Опубликовано: 14 мая 2024 в 13:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игротека для детей старшего дошкольного возраста как одна из эффективных форм игровых практик» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД