Великородняя Алена Александровна
Играя, обучаем!
▼ Скачать + Заказать документы
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом, все, что составляет богатство человеческой личности. (Иохан Хейзинг)
Проблема
Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы
Темочки:
увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.
На сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир,забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства.
К сожалению, сегодня и сюжетно-ролевая игра претерпела значительные изменения –она уходит из жизни дошкольников.
Изменились и условия развития детской игры:
- отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовые сообщества) как главного условия передачи игрового опыта, привело к разобщению детей, а значит –потере навыков взаимодействия;
- техническая революция значительно снизила речевые контакты - человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером, современными гаджетами;
- социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе.
Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть.
Актуальность
В будущем от детей потребуется осуществлять выбор, критически мыслить, ставить и решать проблемы, а значит, более разумно и гибко строить свою жизнь.
Задача взрослых – создавать ту самую среду, которая поможет ребёнку успешно развиваться: формировать желания, потребности, интеллектуальные качества в соответствии с возрастом ребенка. Для дошкольника естественной, ведущей деятельностью, определяющей его дальнейшее развитие, является игра!
Наиболее эффективным подходом к работе с родителями становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.
«Семейная игротека» позволяет организовать для родителей и детей общее
интересное дело, родители вовлечены в процесс игры не меньше, чем дети.
От игротек, проводимых магазинами, игровыми центрами наши семейные игротеки отличаются ещё сильнее – камерностью, и направленностью на взаимодействие через игры, на приобретение знаний о профессиях, а не на рекламу и продажу игр.
Семейные игротеки – это пространство, в котором семья может провести время вместе, за каким-то общим занятием.
Мы стараемся сделать так, чтобы дети и взрослые играли – ради процесса, общаясь и обучаясь.
Родители очень важны на наших игротеках, поскольку детям важно видеть своих родителей не только занятыми, задёрганными и торопящимися, но и играющими,улыбающимися, спокойными.
А ещё мы стараемся на игротеках научить родителей играть в те игры, которые они могут потом использовать дома, в семье. А что могут получить от подобных игр родители? С одной стороны, это возможность содержательно провести время вместе со своими детьми и, окунаясь в игру, «вернуться в детство». С другой стороны, это приятная компания и полезный опыт для многих семей. Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых.
Идея: к решению проблемы привлекаем родителей. Организуем особое детское пространство (5 локаций, содержащих атрибуты сюжетно- ролевых игр -профессии).
Семьи становятся участниками совместных сюжетно-ролевых игр, играя дети
закрепляют знания о профессиях.
Ожидаемые результаты
- Сформированность у старших дошкольников умений играть в сюжетно-ролевой игры,закрепление знаний о профессиях.
- Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, сюжетно-ролевые игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
- Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок)развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
- Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и
родителями.
- Сплочение родителей разных групп.
-Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение
доверительных отношений между родителями и воспитателями.
Участники
Дети средней и старшей групп, их родители и воспитатели, студенты ЧПК.
Педагогическое сопровождение предполагает
- организацию совместной деятельности и сотворчества детей, родителей, студентов по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций;
- организация совместных сюжетно-ролевых игр родителя и ребенка, объединение детей разных возрастов в совместной игровой деятельности, в которых происходит освоение ролевых действий и ролевого поведения, игрового содержания;
-творческое создание обстановки для совместной сюжетно-ролевой игры, создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Риски
Прогноз возможных негативных последствий:
- пассивное участие родителей в воспитании детей, отсутствие в сознании взрослых –родителей и воспитателей – понимания ценности совместной игры;
- позиция воспитателя как пассивного наблюдателя или как диктующего действия и поведение ребенка в игре;
- недостаточное количество игрового материала, стимулирующего воображение ребенка.
Подготовительная работа
Дети Педагоги, Родители Студенты
- Проведение комплекса
мероприятий, направленных на развитие сюжетно-ролевой игры
Информирование (анкетирование)
родителей об уровне умений детей играть.
- Консультирование родителей об организации сюжетно-ролевой
-Вовлечение в образовательный процесс: совместные игры с детьми, экскурсии
на предприятия,ролевой игры старшего дошкольника и взаимодействия с
младшими дошкольниками, для естественной передачи игрового опыта
- Организация сюжетно-ролевой игры
- Внесение новых атрибутов, обучение пользоваться.
- Обучение играть под руководством студентов.
- Игра по схемам организации сюжетно-ролевой игры детей
-Подбор и систематизация материалов, сюжетно-ролевых игр.
- Обучение основам игры студентов.
-Изготовление атрибутов, символики Семейной
игротеки.
-Распределение ролей между педагогами.
-Проведение мастер-классов по обучению родителей играть с
детьми.
- Ознакомление с тематикой предполагаемого сюжета через
презентации.
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм.
- Обучение основам игры
студентов.
Оборудование для Семейной игротеки:
- Реклама для родителей «Семейная игротека»;
- правила поведения в Семейной игротеке;
-расписание работы локаций для родителей
- жетоны (обозначения локаций) для родителей;
-обозначение локаций для родителей;
- эмблемы семейной игротеки для педагогов, студентов;
- паспорта для семьи;
- локации, оборудованные для игр «Больница», «Парикмахерская», «Повар», «Школа»;
- подбор мультфильмов о профессиях для показа детям в музыкальном зале,
- создание презентаций о профессиях для показа детям в музыкальном зале ;
- музыкальное сопровождение для флешмоба «Играть-здорово!»;
- экран отзывов.
Роль педагогов во время Семейной игротеки:
- 2 педагога - встречают родителей, курируют игру в локациях, которые расположены в
группе (по 2 в одной группе);
- 4 наставника-студента, каждый из которых управляет игрой в 1 локации;
-1 педагог, играющий в музыкально зале с теми детьми, которые без родителей;
- родители и дети (в одной локации предполагается 3 взрослых, 3 ребёнка)
Основные принципы организации игры:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; важен перенос основного
смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
Описание Семейной игротеки
За несколько дней до игры для родителей вывешивается объявление о «работе» Семейной игротеки в учреждении. Раздаются рекламные буклеты; распространяются желающим жетоны с изображением локации.
В назначенный день и час педагоги старшей и подготовительной групп встречают родителей, помогают определиться, согласно расписанию работы локаций, где будут играть семьи. Педагог курирует 2 локации, находящиеся в одной (его) группе. Каждый студент начинает и направляет игру в своей локации. Педагоги предотвращают возникающие затруднения во время игр.
В это время, музыкальный руководитель собирает детей, за которыми ещё не пришли родители, в зале. Для детей организуется просмотр презентаций о профессиях,мультфильмов.
В перерыве 1 педагог организует флешмоб «Играть здорово!» с участниками
Семейной игротеки.
После окончания игры 2 педагог проводит диагностику игры при помощи экрана отзывов: понравилось играть, родители берут пригласительный на следующую игру.
Вывод:
Родители заинтересовались игрой детей, стали больше уделять…. расспрашивать о том,
как играть, стали активнее оказывать помощь в изготовлении атрибутов к играм- значит
наша Семейная игротека – это интересно и значимо!