Лобанова Наталья
Игра-занятие «Сказание о зелёном друге»
▼ Скачать + Заказать документы
"Сказание о зеленом друге"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Учить детей свободно пользоваться знаниями, полученными при систематическом плановом обучении и из личного опыта в нестандартной обстановке игры - занятия.
2. Развивать умение искать и находить ответы на вопросы поискового характера, требующие логического мышления, с элементами рассуждения и доказательства в пользу того или иного явления природы.
3. Формировать отношение к природе, как к живой одухотворенной сущности, дающей человеку не только материальные ценности, но и духовные - красоту, радость общения, требующей от человека заботы и внимания.
Публикация «Игра-занятие „Сказание о зелёном друге“» размещена в разделах
4. Развивать познавательную сторону мышления и деятельности ребенка.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
Детские игры, пополняющие объем знаний о материальных ценностях, дающихся деревьев, их плодов, лекарственных растениях леса, ягодах и грибах.
Рассматривали альбома о лекарственных растениях, растениях леса, луга, поля, садовые растения, гербарии.
Знакомились с художественными произведениями воспевающими красоту природы: Музыкальными произведениями Чайковского. Разучивали стихи, пословицы, загадки на тему "лес и его обитатели". Была проведена работа с семьей. Задание детям и родителем в поиске интересных фактов, иллюстрацией из журналов, связанных с растениями.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети, сейчас я вам загадаю необычную загадку. Я загадаю слово. Если правильно отгадаете - зазвучит чудесная музыка. Вот здесь у меня несколько картинок на которых нарисована отгадка. Кто попробует отгадать? (выход ребёнка). Каким одним словом можно назвать эту картинку? (Парк) Но музыки нет, значит отгадка в другой картинке. Кто пойдет отгадает слово? (еще один ребенок) Что это? (Поле) Почему ты думаешь что это поле, а не парк? Дети, вы не слышите музыки? Нет. Опять слово не угадано. Осталось последняя картинка. Что же я загадала? Молодец, Женя, это лес! Как ты догадался, что это лес, а не парк? Правильно (звучит музыка Чайковского "Подснежник"). А теперь мы закрываем глаза и вспоминаем лес, в котором каждый из нас когда-то бывал летом в деревне и послушаем прекрасную музыку. Только давайте договоримся, что вы с закрытыми глазами будете как будто спать, словно вы попали сейчас в волшебный лес. (начинает звучать тихо мелодия "Подснежник") На фоне мелодии воспитатель читает стихи о лесе. Дети, расскажите, кто что видел в своем волшебном сне? (Помочь, если затрудняются. А кто видел цветы? Какие) Кто узнал музыку? (Чайковский "Подснежник") Правильно, это Пётр Ильич Чайковский. Поэты, писатели, художники, очень любят лес, пишут о нем стихи, сочиняют музыку, рисуют картины. Вот посмотрите какая прекрасная картина художника Шишкина "Утро в сосновом лесу" После занятия вы можете внимательно её рассмотреть и поделиться своими впечатлениями с друзьями. "За что же люди любят лес, ценят его?" "Какие можно слова сказать о лесе?" Какие чувства появляются у нас, когда мы попадаем в лес? Как вы думаете лес живой или мертвый? А почему? А может лес спит, как люди? А когда он спит? (ночью, а ещё деревья спят зимой) А как узнать, что деревья зимой спят, а не умерли? Вот у меня две картинка (зимний лес и летний) Чем они похожи? Чем отличаются? в какой бы лес вам хотелось сейчас попасть? (что хорошего в зимнем лесу, что плохого? что хорошего в летнем лесу, что плохого) В летним лесу больше радости, тепла, солнца, света. Давайте мысленно перенесемся в летний лес (звучит музыка " Приключения Незнайки")
ВБЕГАЕТ НЕЗНАЙКА
Незнайка: Ух, сколько народу и маленького и большого. Здравствуйте все! Дети, вы меня узнали? Ну, конечно, я Незнайка. Меня к вам прислали лесные жители вот с этим письмом (Показывает красивый конверт) Нравится письмо? Вскрыть? А можно я вам сам его прочитаю? Да, да, да! Вам его написали маленькие зайчата, бельчата, ежата. Что же они вам пишут? "Дорогие девочки и мальчики. Скоро лето. И мы хотим предложить вам дружить с нами. Вы живете в городе, в своих уютных теплых квартирах. А наш родном дом - лес. Чтобы подружиться с нами, мы должны узнать, что вы нас любите, знаете наш лесной дом так же, как свою городскую квартиру и никогда нас не обидите. Поэтому мы написали вам письмо, а в нем игры и вопросы. Незнайка нам расскажет как вы справились с этими заданием. Добро пожаловать к нам в гости летом!
"ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ"
НЕЗНАЙКА: Дети, вы хотите дружить с лесными жителями? А кого из вы знаете? Ой, чего же они там бедняжки едят? У них же нет магазина? Ни конфеток, ни колбаски, ни печенья! Они наверное с голоду умирают!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, что ты Незнайка, не расстраивайся, сейчас мы узнаем, как же лес кормит своих жителей. А вот и первое задание (достает из конверта картинки с грибами, ягодами, лесными жителями: ежик, белка, медведь, заяц). Дети, кто хочет быть зайчатами, подойдите ко мне. Вот, Незнайка у меня маленькие зайчата (шапочки с рисунком зайчика) Чем бы ты, Незнайка, накормил бы их в лесу?
Н. : Ну, колбаски бы принёс, пирожков.
В. :Дети, а вы как думаете? Ответы детей (то - же с ежатами) А вот группа бельчат. Кто хочет отобрать для них продукты питания? Из этих картинок (ребенок отбирает картинки с грибами, ягодами, называет их)
Н. : Бельчата, вы будете есть то, что здесь нарисовано? И грибы? И орехи? Эх, и я бы съел. И это, и это (берет картинки с ядовитым грибом - мухомором) А что вы смеетесь? Такой красивый гриб сам в рот так и просится.
В. : Дети, объясните Незнайке почему этот гриб есть нельзя? А что будет?
Н. : Ой-ой, я уже откусил кусочек от картинки. Что же делать, я теперь отравлюсь, да? Ой живот заболел! (валится на пол)
В. : Что делать в таком случае (пить много воды) Скорее принесите Незнайке воды, кто - нибудь.
Н. : Спасибо, уже лучше. Никогда больше не возьму в рот того, чего не знаю! Честное слово. И вы не берите, дети. А что еще нельзя брать в лесу а? (Дети перечисляют ягоды, отбирают и показывают карточки) То, что для человека опасно для жизни (например гриб - мухомор, для животных - полезно)
В. : А вот и второе задание. Что вы возьмете в лесу для себя? Посмотрите на эти картинки, дары леса и расскажите почему вам это понравилось и для чего пригодится (Дети, по-очереди 4 - 5 человека отбирают картинки - ягоды, орехи, лекарственные растения. Рассказывают о их ценностях с наводящими вопросами: можно сварить варенье из ягод, орехи можно есть, травы заваривать в чай.)
Н. : Ой, как интересно, оказывается траву можно есть!
В. : Не есть, а заваривать чай. Дети подойдите и покажите Незнайке какую траву можно заваривать в чай. (определить по запаху, по цветам какая трава как называется: душица, зверобой, мелиса, мята)
Н. : А почему эта трава называется душицей? Что она душит что ли кого-то?
В. : Дети, почему эту траву так назвали? У кого дома есть такая трава? Расскажите, зачем мама заваривает траву с чаем?
Н. : Ой, а я палец порезал нечаянно. Вот мне можно чем нибудь помочь. ?
В. : Ну, конечно, Незнайка, мы тебе забинтуем пальчик.
Н. : А вот если бы в лесу порезался, вы могли бы мне помочь, а дети? (разговор о подорожнике) Все вы знаете, один я ничего не знаю. Я вот тут рисовал что-то, и не пойму что это тут нарисовано? что-то не понятное. Ага, вот так (крутит рисунок и вверх ногами и боком) Ребята помогите мне превратить эти зигзаги, кружочки, черточки в чудесную картинку леса? Тут не одна картинка, а целых три!
ТРИ ЛИСТА (ватман 1/2 листа) Разделить детей на три подгруппы коллективных работ и дать готовые заготовки цветов, листьев, сухих заготовок. Продумать место работы. Во время выполнения работ включить магнитофон (Чайковский "Вальс цветов") Определить место, где можно натянуть леску и повесить работы для общего обозрения.
Н. : Как красиво, чего тут только нет в вашем замечательном волшебном лесу. Я покажу эти картинки в лесу вашим друзьям, они поверят, что вы действительно любите лес - их дом, и так много знаете о нем. До свидания, дети! Не жалейте картинки, я только покажу и принесу обратно. Договорились.
НЕЗНАЙКА УХОДИТ.
В. : Незнайка ушел. И я предлагаю сейчас поиграть в игру со взрослыми, с нашими гостями. Давайте загадаем им наши загадки. Пусть попробуют их отгадать.
ЗАГАДЫВАЕТ АЛЁША.
- Можно ли в лесу разжигать костер? (взрослые скажут нельзя.)
Ребенок скажет можно.
В. : Алёша, расскажи, а когда можно и как? В тихую безветренную погоду, в разрешенных местах, место для костра окапывается, чтобы огонь не распространялся. Так, еще загадка для взрослых. Кто хочет загадать? Оля, пожалуйста.
- Почему нельзя мусорить в лесу после отдыха? (потому что не красиво и не кому убирать. ответ взрослых)
- А для удочки срезать ветку можно?
Воспитатель: Для удочки - можно. Поймите, друзья, из дерева - стулья, столы и дома. Природа нам дарит деревья сама. Их можно для дела строгать и рубить. Их только нельзя для забавы губить.
Дети, правильно наши гости решили ваши загадки? Ну что же будем поступать так же честно, как и отвечали - не жечь костер, не мусорить в лесу. А сейчас мы поиграем в молчаливые загадки. Подойдите ко мне, дети, все сейчас будем лесными деревьями, а взрослые будут угадывать, что же с этими деревьями происходит.
ПАНТОМИМА НА РАЗНУЮ МУЗЫКУ.
1. Тихо стоят, руки - ветки, улыбаются.
Ответ: тихо, тепло, солнышко в лесу.
2. Лица нахмуренные, качаются ветки - руки вместе с туловищем.
Ответ: ветер набежал.
3. Сильно раскачиваются, ветки - руки сильно встряхивают, сильно ветки качаются.
Ответ: ураган.
ВБЕГАЕТ НЕЗНАЙКА: Ура! Ура!
Ваши ответы - картинки понравились лесным жителем, они вас приглашают в гости и прислали вам гостинцы.
(грибы, лечебные травы, ягоды, шишки, желуди и так далее.)
В. : Наша игра подошла к концу. Дети, пригласите Незнайку посмотреть картину настоящего художника и поговорите с ним.
"ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА"