Виктория Попова
Игра-занятие по экономике «Что такое деньги и что такое зарплата?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - Детский сад №3 «Катюша»
городского округа «город Якутск»
Республики Саха (Якутия)
Воспитатель: Попова Виктория Викторовна,
высшая категория
Конспект
познавательно – игрового модуля
для детей подготовительной к школе группы
«Что такое деньги и что такое зарплата?»
Задачи:
I. Воспитательные задачи.
Публикация «Игра-занятие по экономике „Что такое деньги и что такое зарплата?“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
o Воспитывать умения экономно расходовать и распределять зарплату.
o Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
II. Развивающие задачи.
o Развивать умения производить счетные операции в уме.
o Расширить представления об элементах экономики (бюджет семьи, цена товара, сдача, коммунальные услуги) и о профессиях.
o Развитие интереса к различным профессиям.
III. Обучающие задачи.
o Познакомить с понятием «зарплата».
o Дать понять, что бывают обязательные (основные) расходы и не обязательные (не основные) расходы.
o Научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.
Оборудование: Атрибуты разных профессий, карточки с изображением предметов, символизирующие основные расходы, разнообразный товар (овощи, фрукты, товары первой необходимости, ценники, деньги, карточки с изображениями смайликов.
Содержание:
Этапы Содержание игры Целевые ориентиры Результаты
1 этап.
Введение в игровую ситуацию
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети. – Вы любите играть? (Да).
- А давайте, поиграем. Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Профессии».
Развивать умение поддерживать беседу.
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность
2 этап.
Игровая ситуация «Волшебное превращение».
Воспитатель:
- Сейчас я превращаюсь в фею и превращу вас в людей разных профессий.
- Ребята, на спинках ваших стульев висят костюмы. Давайте все наденем.
Звучит волшебная музыка, в это время дети одеваются.
- «Гоменум Ревелио…»
- В кого я превратила Лену? (В врача)
- Скажи, Лена, что ты знаешь о работе врача. (Врач лечит больных людей, выписывает лекарства, ставит диагноз – определяет, чем болеет человек.)
Так, фея превращает остальных детей в людей разных профессий и ведет вместе с детьми беседу о профессиях
• Ветеринар - (лечит животных, осматривает их, выписывает лекарства, дает советы по уходу за животными)
• Охранник - (охраняет различные объекты, учреждения: магазины, школы, детские сады, оберегает нас)
• Парикмахер – (делает прически, стрижет волосы, подбирает для нас шампуни, краски, бальзамы для волос, дает советы по уходу за волосами)
• Капитан дальнего плавания – (работает на корабле, перевозит грузы, людей; уходит в длительные рейсы на корабле, много путешествует.)
• Повар – (готовит вкусные блюда, придумывает рецепты новых блюд, украшает блюда.)
• Пожарный – (тушит пожар, спасает здания, сооружения от пожара; рискуя своей жизнью, спасает людей во время пожара.)
Действия детей.
- Вот уже прошел месяц, как вы работаете.
- А кто знает, что получите вы в конце месяца за свою работу? (деньги, зарплату).
- Да, правильно. За свою работу люди получают деньги. А эти деньги называют заработной платой.
- А вы знаете деньги бывают разные? (бумажные, металлические)
- Давайте рассмотрим их. Вот, например: 1тысяча рублей. Если её посмотреть на свет, то можно увидеть много невидимых знаков. Например, спрятаны цифры 1000. Еще спрятан элемент памятника…. А для не зрячих людей есть специальные знаки. Вы знаете? Эти знаки находятся слева снизу. Это значит купюра настоящая. Дети, вы уже можете самостоятельно определить и удостовериться, что купюра настоящая.
- Скажите, а как можно обращаться с бумажными деньгами? ( Бережно: не рвать, не мять)
- Да, молодцы нужно бережно относиться к деньгам.
-А металлические деньги, они какие? (твердые, не мнутся, круглые).
- Вот и настал день выдачи зарплаты.
- Занимайте очередь в кассу.
- Когда люди получают зарплату, они расписываются в ведомости. А вы будете ставить «крестик».
-Все получили зарплату?
- А теперь скажите, на что вы потратите свои деньги? (на квартплату, телефон оплатим, за свет, в магазин пойдём).
Если дети затрудняются в ответе, то воспитатель даёт наводящие вопросы.
- В вашем доме есть тепло?
-У вас есть газ?
- Телефоном пользуетесь?
- Телевизор подключен к кабели?
- За все это нужно платить деньги.
- Вы в свою очередь также будете платить квартплату, газ, свет, телефон. Это то, основное которое нужно оплатить в первую очередь.
• Оплачивают квартплату, газ, свет, телефон.
- На оставшиеся деньги покупают продукты питания и предметы первой необходимости. Познание: обогащение представлений о видах профессий; развитие умения созерцать предмет (бумажные и металлические деньги) (всматриваться, направляя внимание на более тонкое различение их качеств (специальные невидимые знаки)
Коммуникация:
развивать умение поддерживать беседу; поощрять стремление высказывать свою точку зрения; совершенствовать речь, умение более точно характеризовать профессии; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
Музыка: обогащение музыкальных впечатлений детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки)
Социализация:
закрепление умения брать на себя различные роли в соответствии с содержанием игры; использовать атрибуты; воспитывать
дружеские взаимоотношения между детьми.
Труд: формировать представление о труде взрослых.
Создание мотивационной ситуации для активного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Дети умеют поддерживать беседу, рассуждать и давать необходимые пояснения. Имеют элементарные представления о разных профессиях
Ввести в речевую практику слова «деньги», «заработная плата», «товары первой необходимости», «бюджет семьи», «цена товара», «сдача», «коммунальные услуги».
Умеют определять характерные особенности денежных знаков (металлический, бумажный).
Имеют представления о том, что труд человека оплачивается. Заработная плата – это денежное вознаграждение работника за труд.
Имеют представления о разумном расходовании заработной платы (бывают обязательные (основные) расходы и не обязательные (не основные расходы).
3 этап
Сюжетно – ролевая игра : «Магазин»
Алгоритм действия детей.
1. При входе в магазин ребенок здоровается.
2. Спрашивает стоимость продукта.
3. Перечисляет (называет) необходимое количество продуктов.
4. Расплачивается.
5. При выходе прощается. Социализация: обогащение словаря формами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
Коммуникация:
совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект (товар, ситуацию, излагать свои мысли понятно для окружающих; освоение форм речевого этикета.
Познание: закрепление представлений о вычитании, сложении в пределах 20. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (обменивается предметами, способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Умеют производить счетные операции в уме.
4 этап
Рефлексия Воспитатель:
- У кого остались деньги тот молодец, умеет правильно распоряжаться своей зарплатой. Зарплату за один день расходовать нельзя. Её надо распределять на весь месяц. А у кого денег не осталось, в следующий раз вам надо быть экономнее.
Воспитатель приглашает детей к доске, где прикреплены смайлики.
Воспитатель:
1. Те, у кого остались деньги, пусть подойдут и прикрепят фишку к улыбающемуся смайлику.
Давайте им похлопаем. Вы у нас самые экономные, молодцы.
2. А у кого совсем не осталось денег прикрепите фишки к грустному смайлику. Вам надо тщательно продумывать свои расходы. Давайте им тоже похлопаем, потому что они старались.
Надеюсь, в следующий раз вы будете экономными.
- Мне очень понравилось с вами играть, всем большое спасибо.
- До свидания! Социализация: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства
Коммуникация: формирование умения отстаивать свою точку зрения. Умеют адекватно оценивать ситуацию. Умеют сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.
Использованная литература.
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
2. Смирнова Т. В. Экономический сказочный словарь. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.
3. Смоленцева А. А. Введение в миро экономики, или Как мы играем в экономику : Учебно – методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008.