Галина Самойлова
Игра-занятие «И Весть благую принесут» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-занятие (старшая группа
Программное содержание. Учить самостоятельно подбирать и видоизменять природный материал, использовать его естественную форму для изготовления нескольких вариантов одной игрушки из разного природного материала. Формировать умение самостоятельно строить схему последовательности изготовления поделки. Способствовать пробуждению познавательных интересов. Воспитывать нравственные и эстетические чувства через народные традиции и праздники. Активизация словаря: благая весть, Благовещенье, чужбина. Развивать память детей через восприятие художественного слова.
Публикация «Игра-занятие „И Весть благую принесут“ (старшая группа)» размещена в разделах
Материал и оборудование. Дощечки, клей ПВА, каштаны, скорлупа грецкого ореха, фундук, перья, бумага, ткань, яичная скорлупа, сосновые и еловые шишки, жёлуди.
Предварительная работа. Заучивание песенок, стихотворений о перелётных птицах. Рассматривание иллюстраций о народных праздниках, гуляниях. Обучение умений делать проколы шилом в орехах, шишках.
Ход занятия.
Восп-ль. Ребята, посмотрите в окно- хотя на календаре весна, зима ещё не уступает и иногда даже кажется, что вовсе не собирается уходить. Давайте вспомним праздник, на котором мы помогали весне побыстрее к нам прийти.
- Как он называется? ( Масленица: весёлая, широкая, раздольная)
- А сегодня я вам расскажу ещё об одном христианском празднике – Благовещенье, которое будет 7 апреля. В народе верили, что на Благовещенье и на пасху грешников в аду мучили. «Каково Благовещенье проведёшь – так весь год проживёшь»
Давайте произнесём название праздника, почувствуем это слово: Благовещенье, благая весть, хорошая весть.
- Что это за весть? (Весна наступает).
Дети. Из страны далёкой ласточки летят
Весело щебечут, людям говорят,
Люди пробудитесь – к вам весна идёт,
А с весной и пасха радость вам несёт.
Восп-ль. В этот день соблюдался и обряд отпущения птиц на волю – утешение сердцу, люди верили, что птицы осуществляют мечту человека о свободе.
Вот как писал А. С. Пушкин:
«В чужбине свято соблюдая родной обычай старины
На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью – за что на бога мне роптать?
Когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!»
- Красивый обычай отпускать на волю птиц. Вам хотелося бы в этот день совершить такой обряд – отпускать птиц на волю?
- Где же нам их взять?
- Давайте-ка мы их сделаем, как, например, в старину выпекали из теста птичек- жаворонков и будем готовы к празднику.
- А вот из каких материалов их можно сделать? (Идёт перечисление и восп-ль выставляет данный материал на стенде с порядковым номером).
- Посмотрите, какие птички у нас получатся. (Восп-ль на стенде ставит птичку-образец).
Далее предлагается найти свой номер с картинкой- образцом и подобрать необходимый для изготовления поделки природный материал.
Выполнение работ. По мере необходимости помогать детям делать проколы шилом, заострять концы веток, делать прорези ножом.
Анализ своих поделок. Какая по характеру получилась птичка: весёлая, задорная, грустная, пёстренькая и т. д.
Дети читают выученные стихи:
«Как-то раннею весной на опушке лесной
Появилась стая птиц: не скворцы и не синицы,
А большущие грачи – цвета чёрного, как ночь
Разбежались по опушке прыг- скок, прыг- крак
Тут жучок, там червячок – крак – кракм – крак!»
«Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала,
Кап- кап-кап- весна настала».
«Распевает коноплянка на сосне:
Снег растаял на полянке – быть весне.
Ветер пёрышки певунье шевелит.
Слушай, Даша, слушай, Яна, - пи- ли-лит!
Но весь лес немного зябкий поутру,
У певуньи мёрзнут лапки на ветру,
Будь же, солнышко, хорошим!
Отогрей, поскорей»»
«Солнце садится, струится водица,
Птица- синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся,
Славно сегодня звонится- поётся»
«Самой раннею весной запоёт певец лесной.
Это зяблик распевает про любимый край родной.
Зяблик первый узнаёт, что весна- красна идёт
И летит по белу свету, чтобы всем сказать об этом».
Восп-ль. Вот сколько у нас птичек, посчитаем их, да поиграем.
Проводится русская подвижная игра «Коршун»
«Ну-ка, сосчитай-ка: десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.
Эта – зяблик, эта – стриж, эта развесёлый чиж.
А вот эта – ой, ой, ой – эта птичка – коршун злой.
Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу.
- Коршун, что делаешь? – Ямочку рою.
- Зачем тебе ямочка? – Денежку ищу.
- Зачем тебе денежка? – Иголку купить.
- Зачем тебе иголка? – Мешочек сшить.
- Зачем тебе мешочек? – Камешки класть.
- Зачем тебе камешки? – В твоих детей бросать.
- За что? – Они ко мне в огород лазят.
- Ты бы сделал забор повыше, а коли не умеешь, лови нас!»
При повторении включается магнитофон – звучит нежная, лёгкая музыка и «залетает» птичка (хохлома, дымка и т. п.) с загадкой в маленьком конверте о том, где находится сюрприз: «У вас в коридоре под окошком, где тёплая гармошка». Дети находят под батареей в коридоре красиво оформленное приглашение в комнату сказок на чаепитие.