ок
Игра-занятие по математике «Дюймовочка в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с арифметической задачей, с ее структурой; учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ задачи.
Материал : картинка с изображением Дюймовочки, таблица «Структура задачи», игрушки: «семейство» жуков – мама, папа, дочь, сын, 5 кружков, картинки с изображением бабочек, бубен.
Ход занятия:
- Ребята, вы уже много знаете: считать, отгадывать математические загадки. Сегодня мы с вами будем знакомится с арифметической задачей.
Публикация «Игра-занятие по математике „Дюймовочка в гостях“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Разминка:
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать -
Кто их сможет сосчитать?
(Четыре жука)
Дети называют по порядку всё «семейство» жуков: дочка, сын, отец и мать.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Сколько всего членов семьи у жуков?
- Кто стоит первый, кто последний?
Игра «Составь рассказ»
-А теперь, давайте составим рассказ про семейство жуков по новой схеме:
Дети составляют следующий рассказ: «На лугу гуляло семейство жуков. Сначала вышло погулять 2 жука, а потом еще 2. Сколько всего гуляло жуков на лугу?
После рассматривания схемы и составления рассказа, педагог проводит беседу с детьми:
-Чем этот рассказ отличается от тех, что мы составляли раньше? (в схеме есть знак вопроса, рассказ заканчивается вопросом).
- Ребята, оказывается что рассказ, заканчивающийся вопросом, отвечая на который, надо выполнить какое-то арифметическое действие (прибавить или отнять, называется задачей.
Что такое задача?
Вдруг под музыку входит маленькая девочка – Дюймовочка.
- Дюймовочка говорит, что слышала, что на занятии дети будут решать задачи, и она бы вместе с ребятами хотела, как можно больше узнать о задачке.
- А что такое задача – она не знает. Давайте поможем Дюймовочке разобраться.
- Под одной шляпой четыре брата стоят (стол)
- Это задача? (Нет) что это? (Загадка)
- Пять чуланов, одна дверь (перчатка)
- Это задача? (Нет, загадка.)
- Жили у бабушки веселые гуси: один – серый, другой – белый.
- Это задача? (Нет, слова из песни.)
- А если я продолжу: сколько гусей было у бабушки? Что получится? (Задача)
- Давайте расскажем Дюймовочке, как отличить задачу от загадки или даже слов из песни?
Воспитатель рассказывает о том, что в задаче обязательно есть вопрос – это то, о чем спрашивается, что неизвестно и что надо узнать.
- Что еще есть в задаче?
Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает, задавая наводящие вопросы. Вместе делают вывод о том, что в задаче есть условие – то, что известно, то, что мы уже знаем.
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( Решить: сложить или отнять.)
- Значит у задачи есть что? (Решение)
- Когда решили задачу и правильно ответили на поставленный вопрос, вы нашли (Ответ)
После объяснения воспитатель весит на доску табличку:
Задача
Условие
Вопрос
Решение
Ответ
- Теперь Дюймовочка легко сможет узнать и решить задачу.
Физкультминутка
1. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас с Дюймовочкой (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед);
2. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков – кружки показывает Дюймовочка (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках);
3. Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим – Дюймовочка ударяет бубен (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз).
- А теперь давайте попробуем решить задачи Дюймовочки
Задача № 1
- У Мыши было семь зернышек. Дюймовочка съела одно зернышко. Сколько стало зернышек у Мыши.
- Скажите дети, является ли прочитанный текст задачей?
- Да. (ответ детей)
- Давайте попробуем составить схему к задаче.
- Обозначим квадратиками известные числа, а кружком вопрос к задаче.
- И не забудем, что если стрелочки расходятся, то это вычитание, а если стрелки сходятся, то это сложение.
Дети составляют следующую схему:
- А теперь составим запись решения задачи: (7 - 1)
- Почему надо отнимать?
- Потому что Дюймовочка съела одно зернышко (ответ детей)
- Найдите ответ к задаче.
- Запишем равенство (7 – 1 = 6).
-Скажите ответ.
- У Мыши осталось 6 зернышек (ответ детей)
Задача № 2
- Дюймовочка рассказала, что когда жаба её оставила одну, то сама отправилась готовиться к свадьбе. Ей очень захотелось поделиться радостью с подружками.
У Жабы на болоте сначала было 6 подружек.
Вдруг одна подружка,
Шумно квакать стала и куда-то ускакала.
Сколько подружек осталось на болоте у Жабы?
-Докажите, что это задача.
- Что известно про жабу?
- Сколько жаб было сначала?
- Сколько жаб убежало?
- Каким действием нужно обозначить то, что одна подружка жабы убежала?
- Вычитанием (ответ детей)
- Почему вы выбираете вычитание, а не сложение?
- Потому что одна подружка у Жабы убежала, значит, их стало меньше, значит, надо вычесть (ответ детей)
- Теперь запишем выражение: 6 – 1.
- Скажите, как его закончить?
- Поставить знак «=» (ответ детей)
- И получаем выражение 6 – 1 = 5
- Воспитатель предлагает детям составить схему к задаче.
Интересная задачка
- Запасы крота лежат в трёх банка. Пшеница лежит не в круглой и не в прямоугольной банке. Овёс – не в квадратной и не круглой. В какой лежит горох?
Итог
- Ребята, сегодня вместе с Дюймовочкой вы выполнили много заданий и научились решать задачки.