Получи документы

Консультация для родителей «Игра — это серьёзно»

Копанскова Елена Евгеньевна
Консультация для родителей «Игра — это серьёзно»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, потому что воспитывают, развивают в ребёнке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость, наблюдательность и язык – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности.

Кто – то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир детей стал светлым и радостным. А ниточкой – верёвочкой, которая заставляет колокольчики звенеть и является детская игра.

В игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре ребёнок проявляет больше произвольности больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации простого, «учебного» задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Игре дошкольника обязательно нужен сюжет, «тема». Иногда ребёнок предлагает тему сам, почерпнув её из того, что увидел, понял, запомнил. Но чаще обращается к нам, родителям. «Папа, мама, поиграй со мной? А когда это попозже? А во что мне играть самому?» и т. п.

А вы играете со своими детьми? Как часто? Польза всего этого для малыша огромна. И дело не только в знаниях, в развитии интеллекта. Развивается и личность ребёнка, растёт сфера его духовных потребностей, интересов. Растёт его привязанность к нам, родителям. Ведь малыш любит нас не только и не столько за то, что мы его кормим, одеваем… В конце концов это мы обязаны делать. Это наш долг не перед ребёнком – перед обществом. А вот в игре, сославшись на усталость, на занятость, мы можем и отказать. Чем больше ребёнок ценит наше участие, тем желание для него эта возможность: приобщиться к человеку с превосходящим сознанием.

В обычной, житейской ситуации мы волей – неволей выступаем в роли учителя: даём ребёнку задания, контролируем, поощряем или наказываем. В игре мы, конечно, тоже учим. Но это совсем другая учёба. Мы не приказываем – мы отвечаем на вопросы. И заодно ведём свою роль. А ролевые правила – одни для всех. Стоит нам ошибиться, выйти из роли – и ребёнок поправит нас. Игра тем и хороша, что в ней нет «специалистов по контролю»; и дети, и взрослые – все равны.

Очень часто родители, которым казалось, что они знают всё о своём ребёнке, наблюдая за его игрой в коллективе сверстников, бывают глубоко удивлены – они ли это, их собственные дети? Игра – это жизнь ребёнка. В игре, как и в жизни, встречаются временные трудности, которые неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получать помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Поэтому не спешите вмешиваться в игру, не спешите сразу же разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.

Дети играют на улице, определились лидеры, свои правила. Не интересуясь этим, мама подталкивает свою дочку: «Ну, иди же поиграй с ними!». Девочка медлит, стесняется, именно она наделена проницательностью и чувствует, что нельзя войти в игру «просто так». Но мама ждать не хочет, подходит к играющим, тянет свою дочь за руку: «Вот! Поиграйте с ней!». Дети смущены, игра приостановлена, новенькую нехотя принимают. Теперь, кажется, игра может возобновиться, всё ещё может быть хорошо. Но бдительное око мамы не дремлет: «Почему у вас водят одни и те же? Теперь её очередь!». Игра прервана, и все неприятные эмоции и чувства направляются к новенькой! Мама хотела помочь, а привела к изоляции ребёнка в коллективе детей, приумножила и зафиксировала робость дочери. Теперь девочке будет ещё труднее налаживать контакты с детьми…

Как часто, не разобравшись в истинных причинах детских игровых конфликтов, мы своей поспешностью глубоко раним детей, нередко унижаем, а иногда, сами того не замечая, задерживаем уровень развития игры.

К. Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займётся сам ребёнок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребёнка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколок крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - и вот об этом – то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».

Нередко, наблюдая, за тем, как играют дети, родители замечают привязанность своего ребёнка к кому – то из играющих (чаще всего это свойственно мамам). И тогда родители пытаются объяснить ребёнку, что его друг не так уж хорош, что он подавляет, что он бывает несправедлив и, вообще не стоит такого отношения. Это существенная воспитательная ошибка. Бойтесь омрачить радость ребёнку!

Много ли нужно времени для помощи ребёнку в развитии игры? Нет, совсем немного. Очень часто, общаясь с детьми, мы тратим время впустую. А для развития игры достаточно использовать время, которое мы уделяем обычным повседневным делам: кормлению, прогулкам, укладыванию спать.

Например, если вы готовитесь к кормлению ребёнка, то вместо бесполезных напоминаний о том, что нужно есть и как вести себя за столом, можно организовать игру в «столовую» и по ходу дела объяснять малышу, у кого какие обязанности. Что делает директор, какие продукты привёз шофёр, как готовит повар и т. д. Так можно рассказать обо всём и вы увидите, как после таких рассказов обогатится игра вашего ребёнка.

Часто в скверах и дворах можно видеть молчащих отцов и детей. Папа читает газету или думает о чём – то своём, а малыш идёт следом. Свежий воздух, конечно же, необходим детям, но и прогулку можно сделать интересной и памятной, достаточно обратить внимание ребёнка на то, что происходит вокруг.

А бывает и иначе. Некоторые отцы много времени уделяют занятиям с детьми, но отдают предпочтение спортивным играм. Здесь хотелось бы напомнить об одной опасности в общении детей с отцами – взрослые не учитывают возможности своего ребёнка. В азарте спортивной игры так легко забыть, что сыну всего 5 лет, его движения ещё не скоординированы, скорость бега мала. Часто победителем в игре становится отец, ребёнок огорчён, плачет, а отец ещё и отругает: «Умей проигрывать! Нытик! Ну вот, опять мимо, надо сильнее бить! Ну что ты маленький, что ли, быстрее беги, мало каши ел!». Это уже не игра!

Очень часто нам, взрослым, свойственно чувство постоянной усталости, мы отдыхаем, но никак не можем отдохнуть, не проходит ощущение напряжения, ждём лучших перемен, отвергаем свою реальную жизнь, не живём, а только собираемся жить. Такое внутреннее состояние окрашивает и общение с детьми. В некоторых семьях всё рассчитано до минуты, но времени всё равно не хватает и дети постоянно слышат: «Давай скорее, быстро ешь, опять остановился, поторопись, не застывай, уже уходим, я побежала, опять опаздываем, не задерживай меня» - и так ежедневно.

Если ребёнок безрадостен, куксится, ничем не может себя занять – это часто вызывает раздражение и недовольство родителей. Но не каждый понимает, что излишняя подвижность, суетливость, задиристость, обидчивость, бесполезная беготня и возня – это тоже проявление скуки. Ребёнок скучает, значит, он бессознательно отвергает сегодняшний день и тем самым отвергает себя самого. Это может быть следствием неудовлетворённой потребности ребёнка в любви, ласке, внимании. Даже самые заботливые родители не всегда осознают, что эти потребности полностью не удовлетворяются.

Как создать у ребёнка ощущение бодрости, заполненности, радости жизни? Один из лучших способов – создать ребёнку эмоциональные условия для развития полноценной игры. И нужно для этого немного. Умение наблюдать, умение радоваться, умение увидеть достоинства не только у своего ребёнка, но и у его друга, умение доверять, внушать уверенность, умение веселиться, умение прощать и любить…Вряд ли какая – нибудь книга или совет смогут помочь в этом. Здесь каждый ищет и находит сам. Но, наверное важнее всего ценить, уважать и любить каждый сегодняшний день своего ребёнка и каждый день собственной жизни

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Магнитный конструктор — увлекательная игра»Консультация для педагогов и родителей «Магнитный конструктор — увлекательная игра» Консультация для педагогов и родителей. «Магнитный конструктор-увлекательная игра» Увлекательной и совершенно новой игрой считается магнитный.

Консультация для родителей «Детство и игра»Консультация для родителей «Детство и игра» Это могучее воспитательное средство, выработанное самим человечеством и, в котором поэтому выразилась неподдельно истинная потребность.

Консультация для родителей и воспитателей «Игра»Консультация для родителей и воспитателей «Игра» Консультация для родителей и воспитателей на тему: Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада Игра остаётся основным видом деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игра — это серьёзно»
Опубликовано: 22 ноября 2024 в 11:52
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Игра — это серьёзно»» (включая файлы) размещена пользователем Копанскова Елена Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД