Татьяна Гаврилова
Игра-викторина «Юные грамотеи!»
Игра -викторина «Юные грамотеи!»
(для детей старшей группы)
Составила: Гаврилова Т. К.
Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.
Задачи: расширить словарный запас за счёт употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия; упражнять в образовании относительных прилагательных, закрепление рода существительных, активно использовать в речи глаголы, способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря; воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Публикация «Игра-викторина „Юные грамотеи!“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование: муляжи овощей, фруктов и ягод, мешок, маленькие картинки животных, обитающих в лесу, на ферме и в Африке, большие картинки с изображение леса, фермы и Африки, кукла, машина, мяч, смайлики, медали, сладкие призы.
Ход игры
Логопед: Здравствуйте дорогие ребята, сегодня я хочу с вами провести интересную викторину и посмотреть какие вы умные и сообразительные, но для начала я хочу посмотреть кто из вас самый внимательный.
1. Игра - разминка «Так – не так»
Логопед: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать!
- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
-Любит мишка сладкий мёд (ХЛОПАЮТ)
-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
-Дождь прошёл – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
-Ночь пройдёт – настанет день (ХЛОПАЮТ)
-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)
-Праздник дружно проведёте (ХЛОПАЮТ)
-И домой вы не пойдёте (ТОПАЮТ)
-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Логопед: Какие молодцы. Все были очень внимательны.
Логопед: для участия в нашей викторине вам нужно разделиться на 2 команды. Одна команда будет называться «Ракета», а другая «Комета»
А теперь, друзья, внимание!
Ждут вас разные задания:
Различные игры, подбор нужных слов…
Посмотрим сейчас, кто ответить готов!
2. Игра «А кто больше назовёт?»
Логопед называет обобщающее понятие, а игроки каждой команды по очереди, должны назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы, за каждый правильный ответ команда получает смайлик.
Логопед: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Логопед: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Логопед: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
3. Игра «Вкусный сок»
Логопед говорит детям, что в её руках волшебный мешок, в нем хранятся различные фрукты, ягоды или овощи, про которые мы с вами проговорили, каждая команда по очереди достаёт по одному предмету и говорит какой сок получается из этого фрукта, ягоды или овоща, например:
Сок из апельсина – (апельсиновый)
Сок из груши – (грушевый)
Сок из моркови – (морковный)
Сок из помидора – (томатный)
Сок из яблока – (яблочный)
Сок из сливы – (сливовый)
Сок из винограда – (виноградный)
Сок из персика – (персиковый)
За каждый правильный ответ команда получает смайлик
4. Физкультминутка
Ну – ка, маленький народ,
Все выходим в хоровод!
Я принимаю такое решение -
Переходим все к движению:
Три хлопка руками: 1, 2, 3!
Топаем ногами: 1, 2, 3!
А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!
Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!
А теперь мы отдыхаем
И на месте все шагаем.
Мы на месте не стоим,
Все движения повторим:
Три хлопка руками: 1, 2, 3!
Топаем ногами: 1, 2, 3!
А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!
Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!
А теперь мы отдыхаем
И на месте все шагаем.
А теперь скажу я вам:
- Все садимся по местам!
5. Игра «Он-она»
У меня для вас игра под названьем «Он-она».
Попрошу вас не зевать,
Слово в стих мой добавлять (каждая команда отвечает по очереди, за каждый правильный куплет -смайлик)
1. Он слон – она слониха.
Он лось – она лосиха.
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас.
2. Он морж – она моржиха.
Он заяц – она зайчиха.
Он бык – она…
Ну, конечно же, корова.
Поиграем, дети, снова.
3. Он тигр – она тигрица.
Он осёл – она ослица.
Он козёл – она…
Ну, конечно же, коза.
За повтор игры все «за»!
4. Он лев – она львица.
Он волк – она волчица.
Он кенгуру – она…
Ну, конечно, кенгуру,
Продолжаем мы игру.
5. Ёж он – она ежиха.
Бобр он – она бобриха.
Конь он – она…
Ну, конечно же, лошадка.
Всё у нас пока что гладко.
6. Он бегемот – она бегемотиха.
Он кашалот – она кашалотиха.
Он баран – она…
Ну, конечно же, овца.
Доиграли до конца!
6. Игра «Путаница»
Логопед показывает детям на картинки и сообщает, что все животные перепутались и их нужно вернуть домой (на столе перевёрнутые карточки с животными, каждый участник команды по очереди берет картинку, называет животное и говорит, где оно живёт –«Это Корова, она живёт на ферме» или -«Это волк, он живёт в лесу» и т. д)
За каждый правильный ответ команда получает смайлик
Логопед: Молодцы и с этим заданием справились!
7. Игра «Что мы может делать!»
Логопед показывает детям игрушку, а они говорят, что с этим предметом можно сделать
Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать.);
Что можно делать с машинкой?
Что можно делать с мячом?
За каждый правильный ответ команда получает смайлик
Молодцы ребята!
Мы думали и веселились и даже спорили порой,
Но очень подружились за нашею игрой,
Игра игрой сменяется, кончается игра,
Но дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!
- Вот и закончилась наша викторина.
Подсчёт смайликов.
Логопед с каждой командой считает и проговаривает вслух количество смайликов (один смайлик, два смайлика, три смайлика и т. д)
Награждение всех медалями и сладкими призами. Спасибо вам за хорошую игру. Надеюсь, она всем понравилась. Старайтесь говорить красиво и правильно!
До свидания, друзья! До новых встреч!