Юлия Анатольевна Тимошкина
Игра-викторина по русским народным сказкам в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.
2. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки.
3. Уточнить и обобщить знания детей о русских народных сказках.
4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно, согласно правилам игры.
5. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
Правила игры:
1. Участвуют две команды.
Публикация «Игра-викторина по русским народным сказкам в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2020
2. На подставке расположены конверты с заданиями. На конвертах написаны номера и нарисованы фигуры (можно изобразить геометрические фигуры, сказочных персонажей и др. по 1 на каждом конверте).
3. У каждой команды свое игровое поле (по примеру карточек лото, но вместо цифр фигуры, которые дублируются с конвертов с заданиями). (Образец в приложении)
4. Ведущий достает из мешочка шар, на котором написан номер. Называет это число.
5. Команды находят конверт с таким же номером, запоминают фигуру на конверте и ищут такую же фигуру у себя на игровом поле. Фигуры на игровых полях у каждой команды есть и одинаковые, есть и разные. Если фигура с конверта есть и у первой команды, и у второй, то задание выполняют обе команды. А если фигура с конверта есть только у одной команды, то это задание выполняет только эта команда. Но количество заданий для каждой команды должно быть одинаковое (например, 5 – общих, и 2 - разных).
6. Если команды правильно ответили на вопрос или выполнили задание самостоятельно (без помощи ведущего и без помощи зрителей, они получают фишку красного цвета, которая соответствует 2 очкам.
7. Если игроки команды правильно ответили на вопрос с помощью ведущего или зрителей, они получает фишку синего цвета, что соответствует 1 очку.
8. Если игроки команды неверно выполнили задание, они получают фишку желтого цвета, что соответствует 0 баллам.
9. Полученными фишками игроки закрывают соответствующие клетки игрового поля своей команды.
10. Игра заканчивается, когда закрыты все клетки игрового поля цветными фишками.
11. Итоги подводятся подсчетом набранных баллов.
Оборудование и материалы:
1. Игровое поле (по количеству команд).
2. Фишки красного, синего и желтого цветов.
3. Конверты с заданиями.
4. Мешочек с шарами.
5. «Волшебная шляпа» (или «Черный ящик»).
6. Карточки с цифрами 1, 2, 3 (1 экземпляр для каждой команды).
7. Сумка почтальона с телеграммами.
8. Разрезанные картинки – иллюстрации к сказкам.
9. «Сказочные вещи»: соломинка, кольцо, рукавичка, горошек, боб, ведерко.
10. Иллюстрации к сказкам для задания «Дополни имя».
11. Волшебный мешочек с персонажами сказок «Теремок» и «Репка».
12. Экран. Ноутбук. Мультимедийное устройство.
Ход игры – викторины.
(Звучит музыка.)
Ведущий:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
- Любите ли вы сказки?
- А что вы можете сказать о сказке? Какая она?
Дети:
- Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Ведущий: Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему некоторые сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Мы вспомним ваши любимые сказки, встретимся с любимыми героями. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга.
А пройдет наша викторина в виде игры Шарлото.
(Ведущий знакомит детей с правилами игры.)
Для начала вам нужно разделиться на две команды.
(Дети достают из волшебного мешочка героев сказок. Те, у кого герой сказки «Теремок» - подходят к столу с теремком, а те, у кого герои сказки «Репка» - к столу с репкой).
Ведущий:
Итак, друзья, начнем программу
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши народные сказки.
Блок общих вопросов:
1. Конверт № 1. «Дополни имя».
(На экране появляются иллюстрации к сказкам. Воспитатель называет часть имени героя данной сказки. Дети дополняют это имя.)
Ведущий:
У сказочных героев чаще всего встречаются двойные имена. Вам будут показаны иллюстрации к сказкам и названа только часть имени персонажа. Вам нужно дополнить имя сказочного героя.
1 команда
Кощей … - Бессмертный
Василиса … - Прекрасная
Сестрица… - Аленушка
Заяц… - Хваста
2 команда
Иван… - Царевич
Братец… - Иванушка
Змей… - Горыныч
Крошечка… - Хаврошечка
2. Конверт № 2.
«Сказочная мозаика».
Ведущий: В книгу сказок забрался Бедокура и набедокурил: разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Вам необходимо их восстановить.
(Командам даются разрезанные иллюстрации к сказкам (или паззлы). Дети восстанавливают картинки и называют сказку.)
3. Конверт № 3.
«Загадки от Бабы Яги».(Вбегает Баба Яга)
Баба Яга:
Я летела на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла.
В гости к Лешему сходила –
Все отгадки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Отгадать мои загадки.
(Дети отгадывают загадки и выбирают на экране нужную иллюстрацию к данной сказке)
1 команда
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2 команда
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок)
4. Конверт № 4.
«Угадай-ка».
(Командам выдаются карточки с цифрами 1, 2, 3. Задается вопрос. На экране появляются картинки - варианты ответов под номерами 1, 2, 3. Капитаны команд поднимают карточку с нужным вариантом ответа.)
1) В одной сказке братец не послушал своей сестрицы и превратился в какое –то животное. Какое?
1. Козленок.
2. Теленок.
3. Поросенок.
2) Как Маша из сказки «Маша и Медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке?
1. В корзине.
2. В рюкзаке.
3. В коробе.
3) Каким необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю?
1. Летучий корабль.
2. Печка.
3. Ковер-самолет.
5. Конверт № 5.
«Сказочные телеграммы».
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Много их!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
(Команды по очереди достают из сумки почтальона телеграммы. Ведущий зачитывает их. Дети называют того, от кого пришла телеграмма и из какой сказки этот герой).
1) «Спасите, нас съел серый волк» (козлята)
2) «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (мышка)
3) «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк)
4) «Помогите, наш дом сломан, но сами целы» (звери)
5) «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша)
6) «Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Алёнушка)
7) «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (медвежонок)
8) «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке» (Иван-царевич)
Блок индивидуальных вопросов из рубрики «Волшебная шляпа» (или «Черный ящик»)
(Если в игре выпадает конверт с фигурой, которая встречается только у одной команды, то данный вопрос адресуется только этой команде.)
6. Конверт № 6 и № 7.
«Волшебные предметы»
(Выносится «Волшебная шляпа» (или «Черный ящик») и детям предлагается угадать предмет, который там находится.)
1 команда
С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно уничтожить страшного бессмертного злодея – персонажа русских сказок. (Игла)
2 команда
С помощью предмета, находящегося здесь, главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела)
7. Конверт № 8 и № 9.
«Сказочные вещи».
Ведущий:
В русских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся. Вам будут даны обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, то есть назовете, в какой сказке они встречаются.
(Командам предлагается «Волшебная шляпа», в которой находятся предметы. Дети называют сказки, в которых встречаются эти предметы.)
1 команда
Соломинка - «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Кольцо – «Волшебное кольцо»
Рукавичка – «Рукавичка»
2 команда
Горошек – «Кот, Петух и Лиса»
Боб – «Бобовое зернышко»
Ведерко – «По щучьему веленью»
(После того, как все игровое поле будет закрыто фишками, викторина считается законченной. Подводится итог: по набранным баллам определяется победитель.)
Ведущий:
- Вот и закончилось наше путешествие в мир чудес и волшебства. Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?
- А как вы думаете, для чего нам нужны сказки?
- Чему они учат?
- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!
Во время игры можно провести сказочные физминутки:
1. Леший.
По тропинке леший шел,
На полянке гриб нашел.
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся,
И до пола дотянулся.
А потом вперед пошел
И опять грибок нашел.
2. Сказочная зарядка.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным – давно,
И стучит в твое окно.
3. Игра "Летает, не летает".
(Ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица,