Анжела Лагунова
Игра-викторина «Наши зимние соседи»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-викторина «Наши зимние соседи»
Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
закрепить знания воспитанников о зимующих и перелетных птицах, представление о поведении птиц зимой, активизировать словарный запас на тему «Птицы»;
развивать внимание, память, мышление, восприятие, способность сравнивать, обобщать, мыслить логически, развивать двигательные навыки;
воспитывать стремление к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям природы.
Публикация «Игра-викторина „Наши зимние соседи“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Игры для детей
- Темочки
Оборудование: колокольчик, разрезные картинки (снегири, синицы,снежинки по количеству детей, картинки-смайлики, 2 кормушки с набором корма для птиц (крупа, хлеб, конфеты, сало, печенье, семечки, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству участников команд, ободки «Солнце», «Снежинка», 2 точечных рисунка зимующих и перелетных птиц.
Ход игры-викторины:
-Дети, давайте поприветствуем друг друга:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг:
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- Вы уже многое знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. Я предлагаю вам поиграть в игру, кому будет посвящена игра, вы узнаете, отгадав загадку:
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою покормите…
Дети, кто мы, назовите! (Птицы).
-Ребята, что происходит в жизни птиц с наступлением холодов (улетают в теплые края, но не все).
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)
-Сегодня наша игра называется «Наши зимние соседи» и посвящена она птицам, зимующим в лесу и в городе.
- Думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые я приготовила для вас. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Название каждой команды вы узнаете, выполнив задание.
Задание№ 1: В конвертах разрезные картинки. Ваша задача собрать их, и узнать название своей команды.
1 команда - «Снегири» (капитан команды ….)
2 команда - «Синицы» (капитан команды)
- Команды занимайте свои места и послушайте правила игры-викторины.
Вам будут задаваться вопросы и, если вы знаете ответ, поднимаете вверх снежинки, которые находятся на ваших столах. За правильный ответ каждая команда будет получать одну картинку-смайлик. По окончании игры посчитаем смайлики вместе. Победит команда, которая, наберет наибольшее количество смайликов.
- Все готовы?
Задание№2 Разминка «Я начну, а ты закончи»
-Я буду читать предложение, а вам нужно его закончить. Я буду читать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получит один смайлик.
У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый);
Сорока высиживает птенцов летом, а клёст (зимой);
У воробья туловище маленькое, а у вороны (крупное);
У вороны клюв большой, а у синички (маленький)
У воробья хвост короткий, а у сороки (длинный);
У синички лапки тонкие, а у вороны (толстые);
Ворона большая, а воробей (маленький);
-Разминка прошла удачно. Молодцы, участники команд!
Задание №3 Игра-шутка «Прилетели птицы».
-Каждой команде я буду называть птиц, но буду допускать ошибку, ваша задача эту ошибку заметить и похлопать в ладоши. Команда, заметившая ошибку, получает смайлик.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны.
голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны.
голуби, синицы, комары, сороки, кукушки.
голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы.
- Молодцы, участники обеих команд!
-А сейчас немного отдохнем.
Подвижная игра «Птица без гнезда» (проводится под музыкальное сопровождение).
Ход игры:
Дети стоят в кругу, каждый в своем «гнездышке». Водящий стоит в центре круга и выбирает «птицу» с помощью считалки:
Эта птичка-невеличка
Называется синичка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Будет в гости прилетать.
Пять-четыре-три-два-раз!
А кормушка есть у вас?
«Птица» вместе с водящим бегут по кругу в разные стороны, чтоб занять «свободное гнездо». Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим.
Задание №4 Загадки про птиц
-Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один смайлик.
-Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку – прыг
И чирикнет: «чик-чирик!» (воробей)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «тук-тук, тук-тук?» (дятел)
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде (клест)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках - хохолки (свиристели)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее бедняжку.
Дай ей семечек и сала,
Чтоб зимой ей легче стало (синица)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (снегирь)
- Ребята, зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки птицам тяжело, помочь им могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду.
-Давайте немного поиграем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой! (изображают, как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (разводят руки в стороны)
К нам слетятся как домой (большие пальцы соединяют,
остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо (кончики пальцев соединяют,
изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло (обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (показывают как сыплют крошки)
К своему окну, (соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (пальцы щепоткой «открывают
и закрывают клюв (разводят руки в стороны).
Задание №5 «Можно - нельзя»
На два стола ставятся кормушки для птиц, в которых находятся: стаканчики с крупой, хлебом, конфеты, печенье, сало, семечки).
(для каждой команды).
- Ребята, сейчас нужно будет посмотреть внимательно на кормушки, вспомнить, чем можно подкармливать зимующих птиц, а чем нельзя. Продукты, которые можно есть птицам, оставляем в кормушке, продукты, которые птицам не подходят, нужно из кормушки убрать.
- Выходите по одному человеку из каждой команды, берите по одному виду корма. Нужно объяснить, почему вы оставили этот вид корма в кормушке или убрали из нее
-Молодцы, участники команд получили смайлики за правильно выполненное задание.
-А сейчас немного отдохнем.
Игра-соревнование «Зимующие и перелетные птицы» (проводится под музыкальное сопровождение)
Ход игры: дети, каждый со своего стола берут карточки с изображением птиц (у одной команде карточки перелетных птиц,у другой – зимующих, в середине группы (или зала) на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в ободках Солнца и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную по группе (или залу). Со словами: «Птички летают, зерна собирают. Маленькие птички, птички-невелички», - «перелетные птицы " бегут к Солнцу, а "зимующие" к Снежинке. Выигрывает команда, которая быстрее соберется (победившая команда получает смайлик).
Задание №6 «Юный художник» (конкурс капитанов)
-На листе нанесены точечные рисунки птиц – капитанам нужно соединить все линии вместе по точкам. Кто первый выполнит это задание и команды назовут правильно птицу, получат смайлик.
- Молодцы! Капитаны отличные художники.
Задание №7 «Четвёртый лишний».
-Перед вами изображения птиц. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Кто же здесь лишний? (на мольберте появляются картинки четырёх птиц).
Дятел, ворона, ласточка, синица;
ворона, снегирь, грач, синица;
воробей, снегирь, журавль, свиристель;
клёст, воробей, синичка, скворец.
Наша игра подошла к концу, задания были не простыми, но вы с ними успешно справились!
-Вам понравилась игра? (ответы детей)
-Что больше всего понравилось в игре?
- Какие задания для вас были трудными?
- Сейчас посчитаем смайлики и посмотрим, какая команда набрала больше.
(воспитатель оглашает результаты игры-викторины).
-Я приготовила для вас медали и сейчас вам их вручу (всем детям вручаются медали за участие в игре-викторине).