МААМ-картинки

Игра в современной социальной ситуации как средство развития детей дошкольного возраста

Наталья Валентиновна Третьякова
Игра в современной социальной ситуации как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди детей-сирот, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Изоляция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период пандемии, многократно сократило возможность общения детей со сверстниками, родственниками, волонтерами. Дефицит общения, изменения в поведении заставило искать новые подходы в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Игра в современной социальной ситуации как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные дети-сироты дошкольного возраста в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки-матери», «Постройки из кубиков», «Больница». В таких играх дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов мы предлагаем игры с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет.

В многочисленных исследованиях Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой было показано, что в игровой деятельности лучше снизить речевое общение и применить мимические или жестовые средства, отказаться от применения игрушек и предметов, отвлекающих детей от непосредственного взаимодействия, исключить игры, имеющие в основе соревновательные моменты. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому коллективу, характер отношений ребенка со сверстниками меняются в лучшую сторону при условии применения данных игровых практик.

Исходя из этого, мы разработали систему игр для детей 4—6-летнего возраста. Главной задачей игры является привлечение внимания ребенка к другому воспитаннику группы и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Главной целью игры является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.

Так, например, в игре «Животные в лесу» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо. Кроме того, в игры не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов). Если в группе есть ребенок, который ни за что не соглашается отложить свою любимую игрушку во время игры, мы предлагаем ему посадить игрушку рядом с собой в качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. В результате, дети быстро забывают об игрушке, увлекшись игрой.

Игра «Животные в лесу» - это пример игровой деятельности без слов, с целью научить детей другим видам общения. Внимание к другому ребенку можно развивать в играх «Зеркало», «Повторялки». Например, просить ребят повторять движения за воспитателем, а потом, по парам, один ребенок будет выполнять роль зеркала, а другой стараться точно выполнять все движения или настроение, мимику. Основная задача игр на согласованность действий — научить ребенка координировать собственное поведение с поведением других детей. Это любимые игры в «Паровозик», «Змейку», «Иголочка и ниточка», а еще можно сделать слона, например: Один ребенок - хобот, другой - голова, уши, хвост.

Взаимопомощь, общие переживания, добрые слова и пожелания, любовь, внимание к другому, настойчивость, радость за успехи другого в совместной деятельности воспитателя и ребенка – всё это посвящено формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий.

Главная цель социально-коммуникативного развития заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого человека являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Полученный опыт по применению данной системы игровой деятельности позволил определить дальнейшее направление и содержание развивающей и коррекционной работы с детьми, настроить совместную деятельность педагогов и детей на снижение дефицита общения.

Библиографический список

1. Груздева О. В. Развитие детей дошкольного возраста в контексте современной образовательной и социальной ситуации развития. Красноярск., 2018. 274с.

2. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. М. ,2005.158 с.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра в современной социальной ситуации как средство развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 июня 2021 в 11:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра в современной социальной ситуации как средство развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Валентиновна Третьякова (УИ 315124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД