Наталья Валентиновна Третьякова
Игра в современной социальной ситуации как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди детей-сирот, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.
Изоляция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период пандемии, многократно сократило возможность общения детей со сверстниками, родственниками, волонтерами. Дефицит общения, изменения в поведении заставило искать новые подходы в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Игра в современной социальной ситуации как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современные дети-сироты дошкольного возраста в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки-матери», «Постройки из кубиков», «Больница». В таких играх дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов мы предлагаем игры с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет.
В многочисленных исследованиях Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой было показано, что в игровой деятельности лучше снизить речевое общение и применить мимические или жестовые средства, отказаться от применения игрушек и предметов, отвлекающих детей от непосредственного взаимодействия, исключить игры, имеющие в основе соревновательные моменты. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому коллективу, характер отношений ребенка со сверстниками меняются в лучшую сторону при условии применения данных игровых практик.
Исходя из этого, мы разработали систему игр для детей 4—6-летнего возраста. Главной задачей игры является привлечение внимания ребенка к другому воспитаннику группы и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.
Главной целью игры является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.
Так, например, в игре «Животные в лесу» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо. Кроме того, в игры не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов). Если в группе есть ребенок, который ни за что не соглашается отложить свою любимую игрушку во время игры, мы предлагаем ему посадить игрушку рядом с собой в качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. В результате, дети быстро забывают об игрушке, увлекшись игрой.
Игра «Животные в лесу» - это пример игровой деятельности без слов, с целью научить детей другим видам общения. Внимание к другому ребенку можно развивать в играх «Зеркало», «Повторялки». Например, просить ребят повторять движения за воспитателем, а потом, по парам, один ребенок будет выполнять роль зеркала, а другой стараться точно выполнять все движения или настроение, мимику. Основная задача игр на согласованность действий — научить ребенка координировать собственное поведение с поведением других детей. Это любимые игры в «Паровозик», «Змейку», «Иголочка и ниточка», а еще можно сделать слона, например: Один ребенок - хобот, другой - голова, уши, хвост.
Взаимопомощь, общие переживания, добрые слова и пожелания, любовь, внимание к другому, настойчивость, радость за успехи другого в совместной деятельности воспитателя и ребенка – всё это посвящено формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий.
Главная цель социально-коммуникативного развития заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого человека являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Полученный опыт по применению данной системы игровой деятельности позволил определить дальнейшее направление и содержание развивающей и коррекционной работы с детьми, настроить совместную деятельность педагогов и детей на снижение дефицита общения.
Библиографический список
1. Груздева О. В. Развитие детей дошкольного возраста в контексте современной образовательной и социальной ситуации развития. Красноярск., 2018. 274с.
2. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. М. ,2005.158 с.