Лилия Ушакова
Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранее наши дети, поступая в школу, в основном не умели писать, читать, знали буквы и базовый счет. Этим навыкам детей обучали в школе, и они от этого совсем не страдали. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Родители как можно раньше хотят начать обучение.
В результате дошкольное воспитание превращено в первую ступень обучения школы.
Несмотря на призывы дошкольных педагогов сохранить детство, беспокойство о том, что ребенок пойдет в школу не подготовленным становится главной целью родителей. Эта тенденция оказывается неоправданной – и ведет за собой социальные последствия, которые трудно впоследствии предсказать. Ведь особенностью психологии детей дошкольного возраста (до 7 лет) является не способность к целенаправленной и осознанной учебной деятельности.
Публикация «Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В настоящее время, в связи с принятием нового Закона об образовании, разработан и принят Федеральный Государственный образовательный Стандарт начального Общего Образования, где в
«Общих положениях» строго указан:
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
В связи с этими требованиями игре в детском саду опять возвращается приоритетное значение [10].
Для развития ребенка важна чрезвычайно именно игра. В ней, у детей развивается образному мышлению, способность к воображению.
Игра играет огромную роль для развития целостной личности ребенка. Примеривая на себя в игре различные образы, обыгрывая поступки людей, дети проникаются целями и чувствами, сопереживают им, а это означает развитие у него начало нравственности, человеческих «социальных» эмоций.
Советский педагог В. А. Сухомлинский обозначил, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Огромное влияние оказывает игра и на детское развитие способности устанавливать контакты с окружающими людьми. В обшей игре с товарищами дети приобретают опыт взаимодействия, учится объяснять свои намерения и действия, согласовывают их друг с другом.
Д. Б. Эльконин является блестящим исследователем детской игры. Он пишет, что «игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых».[11]
Отмечая игру как «арифметику социальных отношений», Эльконин уточняет игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых».[11]
В игре ребенок учится управлять собой, получает опыт произвольного поведения. Он соблюдая правила, сдерживает свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры с другими детьми, уже без воспитателя.
Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать совместную жизнь с другими людьми. Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. А. М. Леонтьев доказал, что «ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Это путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра - это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно».[2]
Одним из значительных умений у детей дошкольного возраста является умение выражать представление о себе, о мире в знаково - символическом выражении. Об этой способности, писал Л. С. Выготский, как «об основе взаимодействия с социальным окружением как в пределах семьи, так и при более широких контактах». [1]
Важно развивать те функции психики, без которых дети не смогут хорошо обучаться в школе (внимание, память, мышление, речь, воображение, и др.). Одним из способов формирования устойчивых психических функций является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.
Вообще символ как игровой вид достаточно мало изучался, да и не выделялся как самостоятельное средство. Мы решили, что важно изучить данное направление в связи с тем, чтобы еще в младшем дошкольном возрасте иметь возможность скорректировать и развить способности детей к символизации, так как это имеет большое значение в решении задач, которые ставит перед нами Федеральный Стандарт.
Детство - это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для детей, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств. Использование обозначений и символов позволяет обобщить свой непосредственный опыт. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.
У наших малышей (3-4года) непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Они еще не могут поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь. Ребенок не может сам изобрести приёмы запоминания. Мы решили в игровой форме ему их подсказать.
В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет символ– то, что служит условным знаком какого- нибудь понятия, чего- нибудь отвлеченного (С. И. Ожегов). По нашему мнению, работа с символами повышает интеллект ребенка, способствует переходу его на более высокий уровень. Мы ставили перед собой цель: упражнять детей в умении сравнивать, анализировать, активизировать познавательную активность, обобщенно воспринимать действительность.
В процессе работы мы решали следующие задачи: развивать творческие способности, фантазию, вариативное мышление.
Использовали систему дидактических принципов: психологической комфортности, деятельности, вариативности, творчества.
Мы начали проводить работу с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). Осуществляли подготовку к освоению наглядного моделирования. Малыши овладевали разрозненными действиями замещения и использовали простейшие формы. Работу с детьми мы проводили, используя символическую аналогию - это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. Символическая аналогия может быть: словесная и графическая.
Словесная аналогия - одновременное называние одним словом - наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения.
Графическая аналогия - это обозначение каким- либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.
Применяя графическую аналогию, мы учили детей умению видеть в игре самое главное. В ней наши дети открывали знаковый смысл предмета – заместителя. Мы следовали советам доктор педагогических наук А. М. Страунинг. В своей книге «Методы активизации мышления» он писал: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Нарисуйте на доске, например кружочки
(треугольники, квадраты и т. д.) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг - это что?» [9]
Главная цель игры нашей игры - показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.
Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета - заместителя, а в рисовании - знаковый смысл графических построений. С чего начинать?
Малыш постепенно учились повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его. Число линий в символической аналогии у нас было минимальным. Мы предлагали детям карточки на выбор. Обговаривали, обыгрывали изображения. При показе карточки задавались вопросы типа: «На что это похоже?» Ответы были разные малыши обязательно, что - то придумают. Вот и родился новый символ
После того как дети научились изображать окружающие предметы, героев произведений символами, мы стали предлагать составлять сказки, используя карточки символы. Составляли мы эти карточки совместно с детьми.
Таким образом, исходя из всего выше написанного, можно сделать следующие выводы: работы нам, конечно предстоит еще проделать очень много, но уже сейчас понятно, что использование символов дает положительные результаты