Елена Сотникова
Игра-путешествие в старшей группе «Полёт в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и закрепление знаний детей о космосе и его освоении.
Задачи:
• закреплять представление детей о космосе, о солнечной системе, космонавтах;
• развивать поисковую активность, воображение, мышление;
• расширять кругозор, сообразительность, творчество;
• воспитывать социально-коммуникативные навыки сотрудничества и доброжелательности.
Публикация «Игра-путешествие в старшей группе „Полёт в космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Игры, дидактические пособия на космическую тему
- Старшая группа
- Темочки
Возрастная группа : старшая группа детского сада (5-6 лет)
Предварительная работа:
• Рассматривание энциклопедий, книг, иллюстраций о космосе и космонавтах.
• Чтение художественной литературы о космосе.
• Оформление выставки рисунков творческих работ на тему "Космический калейдоскоп".
• Беседы: "Что такое космос?", "Планеты Солнечной системы" и т. д.
• Создание мультимедийной презентации «Что мы видим в космосе»
Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация).
• Игровой прием (двигательные, дидактические игры).
• Словесный метод (словесная мотивация, решение проблемных ситуаций, вопросы, рассказ педагога, беседа)
• Проблемно-поисковый метод (проблемные ситуации)
Оборудование и материалы: проектор, геометрические фигуры из плотного картона, магнитная доска с магнитами, ватман, маркеры, разноцветные звёзды из картона, корзины разных цветов, ведёрко с привязанной верёвкой, пластмассовый шарик, карта Солнечной системы без планет, карточки с изображение платен, фонограмма песни «Гимн космонавтов».
Словарная работа: космос, космическое пространство, орбита, спутник, атмосфера, ракета, звездолёт, скафандр, планеты, комета, космонавт, телескоп, иллюминатор, метеорит, космодром, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Ход ООД
1. Организационная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждёт волшебное путешествие с увлекательными играми и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
- Правильно, сегодня мы совершим с вами путешествие в космос.
2. Основная часть
Воспитатель: космос это большой удивительный мир, который начинается прямо у нас над головой.
С давних времен этот загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Многие столетия люди разглядывали звёздное небо, пытаясь разгадать его тайны. Но лишь несколько десятилетий назад человеку удалось сделать первые шаги к познанию космоса и выйти за пределы земной атмосферы. В 1957 году впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полёт в космос, открыв человечеству дорогу к звёздам. Теперь именно 12 апреля, мы отмечаем Всемирный день авиации и космонавтики.
- В космосе и сейчас много неразгаданных тайн. А хотите отправиться в космос! Хотите, побывать на других планетах? (Ответы детей)
- А на чем мы можем отправиться в космос? (Ответы детей)
- Конечно на ракете.
А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов.
В космос с вами полетим,
На ракете мы взлетим!
Собираемся в полёт,
Строим с вами звездолёт. - Чтобы нам отправиться в полёт, нужно выложить из геометрических фигур ракету-звездолёт!
Проводится игра «Построй ракету - звездолёт»
На столах разложены геометрические фигуры. Несколько ребят составляют из них ракеты.
Воспитатель: звездолет мы смастерили, а багаж собрать забыли? На космическом корабле нет ничего лишнего, случайного. Поэтому, мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду называть разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен. Итак, начали! - Кислородный баллон, подушка, аптечка, половник, звездная карта, шуба, фонарик, бутерброд.
Воспитатель: Все собрано. Но посмотрите на себя, можно ли в нашей одежде отправиться в космос?. (Ответы детей)
- Почему мы не можем полететь в нашей обычной одежде? Что нам нужно? (Ответы детей) - В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени все замерзает. Единственный выход - скафандр! В нем температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гермошлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать со своими товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы называть скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого, прочного и надежного материала и сшита по росту. Вот какая одежда у космонавтов! - А как мы можем сделать скафандр? (Ответы детей)
Проводится игра «Нарисуй космонавта в скафандре»
На доске прикреплен лист ватмана. Дети подходят и по очереди рисуют какую-либо деталь костюма космонавта, пока не получится полное изображение.
Воспитатель:
Всё готово для полёта (поднять руки вверх).
Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой).
Мало времени для взлёта (марш на месте).
Космонавты встали в ряд (руки на пояс).
Поклонились вправо - влево (влево, наклоны в стороны).
Отдадим земной поклон (наклоны вперёд).
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах).
Опустел наш космодром (присесть на место).
Воспитатель: Мы летим в космос! Но там нас поджидает коварная невесомость. Невесомость в космосе возникает не из-за силы притяжения Земли, а из-за того, что космический корабль, двигаясь по орбите, как - будто постоянно летит вниз. Все, к чему мы привыкли на Земле, в состоянии невесомости происходит совсем не так: люди и предметы «плавают» в пространстве, дотронуться пальцем до носа практически невозможно. Обхохочешься, глядя на то, как космонавты пытаются делать привычные движения в условиях невесомости. - Я хочу вам предложить простой опыт. Что чувствуют космонавты в космосе : «Закрыть глаза и дотронуться пальцем до кончика носа. Сложно? А каково космонавтам?
Проводится игра «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
Воспитатель: невесомость мы научились преодолевать. Летим дальше. Что мы видим в космосе? (Ответы детей)
-Правильно в космосе есть планеты, кометы, метеориты, звёзды.
Проводится игра «Космические слова»
Воспитатель кидает по очереди детям мяч, и тот, к кому в руки попал мяч, должен назвать слово, которое относится к теме «космос». Если ребенок не называет слова, он выходит из игры. Игра продолжается до момента, пока у игроков не закончатся слова, или останется последний игрок.
Воспитатель: Ребята, скажите, сколько на небе звезд? (Ответы детей). Их несчетное количество. А что же представляет собой звезда? Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими. Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.
Проводится игра «Собери звёзды»
Воспитатель разбрасывает разноцветные звездочки, а дети их собирают в разные корзины, сортируя по цвету.
Воспитатель: Молодцы. А звезды то эти не простые, они загадки загадывать умеют.
(Воспитатель читает загадки, написанные на звёздах, дети отгадывают).
Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна,
В небе полная … (Луна)
До Луны не может птица.
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это -
Делать быстрая … (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Вот камень с неба к нам летит.
Как звать его? (Метеорит)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект. (Комета)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется (Земля)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара. (Венера)
Это красная планета
По соседству с нами. (Венера)
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что не говори,-
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
Воспитатель: ребята, а вы знаете какая звезда самая большая и яркая? (Ответы детей).
- Конечно это солнце. Вокруг солнца вращаются девять планет. Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Орбита это путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.
Почему это происходит? Давайте проведём несложный опыт.
Проводится опыт с пластмассовым шариком
Берём шарик. Представим что это планета. Если положить его в ведро и перевернуть, то шарик упадёт. А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты. Солнце притягивает планеты и другие небесные тела, не давая им разлететься в космосе.
(Далее воспитатель показывает карту Солнечной системы, на которой не хватает планет.)
- Посмотрите ребята это карта Солнечной системы. Но на ней чего-то не хватает. Что же с нашей картой случилось? (Ответы детей)
- А давайте вернём все планеты на место.
Проводится игра «Правильно расставь планеты»
На карте Солнечной системы расположены орбиты и номера от 1до 9. Рядом прикреплены карточки с изображением планет, на которых указаны их порядковые номера. Дети находят номера и располагают в правильном порядке планеты Солнечной системы.
Воспитатель: ребята, а как называется планета, на которой мы живём? (Ответы детей)
Правильно мы живём на планете Земля. И нам пора возвращаться домой к своей родной Земле!
Далеко от нас земля,
Но скучать не будем! Да?
Скучно, скучно, так лететь.
Предлагаю песню спеть.
Звучит мелодия «ГИМН КОСМОНАВТОВ»
(Заправлены в планшеты космические карты)
Музыка: О. Фельцман, слова: В. Войнович
3. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно справились со всеми заданиями. Нелегкая это работа – изучать космос. Предлагаю вам пройти за столы и нарисовать то, что мы видели сегодня в путешествии.
Источники:
1. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы / Авт. -сост. Т. А. Шорыгина, М. Ю. Парамонова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/22/kartoteka-igr-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-teme-kosmos
3. https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnyh-igr-po-teme-kosmos-5121371.html
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/kartoteka-zagadok-o-kosmose