Марина Харитонова
Игра-путешествие «В мире сказок и былин» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: Повышение художественно-творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображённых на картинах.
Задачи:
- формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;
- оживить представление о сказочных героях, о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
- развивать умение рассматривать детали картин и описывать увиденное;
- вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Публикация «Игра-путешествие „В мире сказок и былин“ в средней группе» размещена в разделах
- продолжать пополнять и активизировать словарь детей.
- развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;
- воспитывать навыки культурного общения;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Материал. Репродукции картин: К. Е. Маковский «На попечении у бабушки», В. М. Васнецов «Богатыри», В. М. Васнецов «Гусляры», В. М. Васнецов «Алёнушка».
Иллюстрации богатырей чувашского, татарского и мордовского народа.
Музыкальный проигрыватель, мольберт, стойки и ткань для картин.
ХОД:
Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках и игровую зону. Размещён мольберт с картиной Константина Егоровича Маковского «На попечении у бабушки», накрытой тканью.
Дети под музыку входят в зал. (Картинная галерея).
Дети садятся лицом к мольберту.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Я рада приветствовать вас сегодня в этом необычном зале.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Как вы думаете, что скрыто под тканью?
Дети: Картина.
Воспитатель: Верно. А точнее репродукция картины, т. е. копия картины, которая хранится в музее.
Воспитатель открывает репродукцию картины.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на картину. Кто изображён на этом живописном произведении?
Дети: На этом полотне изображены бабушка и дети.
Воспитатель: А, где они находятся?
Дети: Они находятся в детской комнате.
Воспитатель: Кто из них младше всех? Кто из них старше всех? (Ответы)
Воспитатель: Кем они друг другу приходятся?
Дети: Это братья и сестры.
Воспитатель: что делает бабушка?
Дети: Бабушка рассказывает сказку.
Воспитатель: Что делают дети?
Дети: Дети внимательно и с интересом слушают бабушку.
Воспитатель: Все верно. Ребята, обратите внимание, обстановка комнаты близка к сказочной. На заднем плане, на красном ковре, изображена прекрасная сказочная героиня - птица с головой девушки, птица Феникс. Одежда детей отличается от современной: на мальчике - рубаха, подпоясанная ремешком, высокие сапоги с узором; одна из девочек - в короне. Бабушка одета в яркий халат, на голове кокошник - головной убор, в её руках нет книги: это значит, что сказку она помнит наизусть.
Воспитатель: Ребята, а вам ваши бабушки рассказывают сказки?
Игорь, скажи какие сказки тебе твоя бабушка рассказывала или читала?
А тебе Ариана? (Сережа, Василиса). Вам нравится, ребята, когда бабушка рассказывае
т сказки? (Да). Я думаю, что ваши бабушки знают много интересных сказок.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы еще рассмотреть какие – нибудь репродукции картин? (ответы)
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться на экскурсию «В мир сказок и былин».
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Дети за воспитателем идут по кругу и останавливаются у картины «Богатыри» В. М. Васнецова.
Воспитатель: Ребята, а что такое былина (Ответы детей) Былина – это русские народные песни-сказания, которые придумывал и пересказывал народ. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри? (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным).
Воспитатель: Защитники нашей Родины - богатыри. Художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». Вот как они выглядели. (Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»).
Воспитатель: ребята, как вы думаете, какими они были? (могучими, мужественными, храбрыми и сильными).
Воспитатель: Кто изображён на этой картине? (ответы детей)
Воспитатель: На ней на могучем коне в середине сидит Илья Муромец. По бокам Алеша Попович и Добрыня Никитич. Они зорко всматриваются - не слыхать ли топот чужих коней. Богатырей в тяжёлых доспехах мог довести только очень крепкий и сильный конь.
Вот как говорится о богатырях в былинах :
Дети читают стихи:
От зари и до зари
Дозор несут богатыри:
Добрыня, Алеша и старший Илья.
Три, всем нам знакомые, богатыря!
У каждого из них верный конь,
Он с ними и в воду, и в огонь.
В руках у них щит и меч,
Чтоб землю русскую беречь.
Чтоб рубежи родной земли
Враги нарушить не могли.
Караул нести им нужно
На заставе стойко, дружно.
И пока они на страже,
Может быть уверен каждый:
От врагов защищены
Покой и мир родной земли!
Воспитатель: Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып. Переводится как «вождь» и как «великан».
У татарского народа свои богатыри. По преданиям, Алпамыш рос крепким и могучим. А то, что он был еще и удачливым охотником, метким стрелком, еще больше укрепило его славу. В образе Алпамыш воплотились самые лучшие человеческие качества: беззаветная храбрость, рыцарство, самоотверженность, сила.
Мордовский богатырь Перя обладал невиданной силой. Люди уважали богатыря, любили его, всегда звали на помощь. А Перя никогда никому не отказывал, всем помогал.
Воспитатель: кого ребята, перехитрил Перя? (лешего). Кого победил? (вражеское войско).
Ребята, что в руках у богатырей? (щит и меч, лук, копьё).
Физкультминутка
«Богатырь»
Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу, идут на месте)
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Воспитатель: - Когда богатыри останавливались, чтобы отдохнуть, Алёша Попович свои мелодии играл на гуслях.
Воспитатель открывает картину «Гусляры».
- В далёкие времена гусли были неотъемлемой частью жизни народа. Под их звучание и работали, и отдыхали, и былины сказывали, и танцевали. Человека, играющего на гуслях, называли гусляром.
- Кого вы видите на картине? (ответы детей). (Показ слайда)
- В центре композиции – трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье внутри избы. Пальцы их рук перебирают струны, а из уст льётся песня.
Послушайте, как это звучит. Воспитатель включает фрагмент песни «Что не три горы».
Воспитатель: Ребята, продолжаем нашу экскурсию. ( останавливаются у картины: «Алёнушка»-слайд).
Кто знает, из какой русской народной сказки взят сюжет для этой картины? (Ответы детей).
Воспитатель: Полотно «Алёнушка» написано по сюжету русской народной сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке».
Воспитатель: «Что мы видим на переднем плане картины? (ответы детей).
- На переднем плане картины - девушка с грустными глазами, сидящая на камне, на берегу заросшей реки.
- Ребята, почему она грустит и печалится? (ответы детей).
- Правильно! Она грустит и скучает по счастливому времени и по брату.
- Что мы видим на заднем плане картины? (деревья-осины и сосны, на ветках сидят ласточки)
- А настроение картины какое? (грустное, глубокая печаль).
Воспитатель включает запись мелодии «Алёнушка». Дети слушают.
Какой характер звучания у музыки? (грустный).
-Но мы с вами знаем, что в сказке у Алёнушки будет всё хорошо.
Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия.
-Какая из картин запомнилась тебе Игорь? (Лиза, Ариана, Серёжа)
Воспитатель: - Скажите, на чём играл богатырь Алёша Попович? (на гуслях).
-Как называли человека, играющего на гуслях? (гусляром).
- Как звали богатырей?
-Кто рассказывал детям сказки?
-Почему у Алёнушки грустные глаза?
Воспитатель благодарит детей и прощается с ними.