Светлана Нехаева
Сценарий НОД в подготовительной группе «В гостях у героев былин и сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: через синтез искусств развивать художественно – творческие способности ребёнка.
Задачи:
Образовательные: формировать гуманные чувства доброты, отзывчивости («Жизнь дана на добрые дела»). Показать связь музыки, художественного слова и изобразительного искусства в передаче героического прошлого. Замечать выразительные средства в картине художника В. М. Васнецова «Богатыри».
Развивающие: развивать у детей художественно – эстетический вкус, творческое воображение, стремление искать свои способы выполнения творческого задания.
Публикация «Сценарий НОД в подготовительной группе „В гостях у героев былин и сказок“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, благодарность за драгоценный и неповторимый жизненный дар легендарных героев, казачества.
Игровой мотив: обыгрывание героев сказок, создание в изостудии продуктов различных видов деятельности – лепки, декоративного рисования.
Материал: изобразительные средства на выбор по лепке, рисованию: пластический материал, альбомные листы, карандаши, краски, мелки.
Художественный ряд: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Танцы: «Парный казачий танец», «Танец с платочками».
Предварительная работа: пение казачьих песен о героической удали. Разучивание казачьих заповедей. Общение с творчеством художника В. М. Васнецова. Театрализованная игра «Путешествие за тридевять земель». Чтение легенд и сказок о доблестных героях, беседы о Донской земле.
Содержание:
Звучит музыка. Её звучание становится всё тише.
Воспитатель. Музыка уносит нас в старину, в героические времена прошлого. О доблестных подвигах богатырских складывались сказки, легенды, исполнялись песни, писались картины. Давайте рассмотрим одну из них – картину В. М. Васнецова «Богатыри».
- Посмотрите, какие они, наши защитники? Кто из богатырей самый старший и сильный? Несомненно, Илья Муромец, хоть и просидел он на печи тридцать три года, но заслуги его велики. В чём заслуги Ильи Муромца?
Ребёнок: Он освободил землю русскую от Соловья – Разбойника, сделал все дороги проезжими.
Воспитатель: Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания княжеского? У кого доспехи самые богатые, а конь самый умный? Почему?
Ребёнок: У Добрыни Никитича.
Воспитатель: Смотрите, он врага первым увидел, уже меч из ножен вынимает – готовится к бою, а подсказал ему его конь. Он учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку, вот – вот полетит стрелой. Вспомните, в чём заслуги Добрыни Никитича?
Ребёнок: Он освободил Забаву – Путятишну, которую унёс Змей – Горыныч, с помощью плётки укротил его, отрубил все головы.
Воспитатель: Ну, а кто из богатырей самый младший? Кто «не столько силой силён, сколько напуском смел», кто возьмёт врага смекалкой и хитростью.
Ребёнок: Алёша Попович.
Воспитатель: Он мастер воевать и сказки рассказывать. Расскажите о его заслугах.
Ребёнок: Он со злым Змеем – Горынычем расправился, не позволил ему с нашей земли красных девиц в полон уводить. К тому же, Алёша Попович большой книголюб. Он на Руси многих людей грамоте обучил.
Воспитатель: Конечно, он мастер и воевать, и сказки рассказывать. Видите, за плечами у него не только колчан со стрелами, но и гусли – самогуды.
- Ребята, как вы думаете, почему художник изобразил богатырей втроём?
Ребёнок: Потому, что они добрые, спешат на выручку, наделены великой силой.
Воспитатель: Верно, сила их в доброте, желании помочь слабым, защитить беззащитных. Недаром у них лица светятся добротой, а дела славятся доблестью и мужеством.
- Так, что же такое доблесть, мужество?
Ребёнок: Это – доброта, взаимопонимание, сочувствие, сопереживание.
Воспитатель: Богатыри – символ России, а наша Донская земля – часть Родины. Моя, твоя, наша с вами земля.
- Что за люди жили на крутом берегу Дона или в низине, у соснового бора? Почему называли этих людей, живущих на берегах Дона, казаками?
Ребёнок: Они «стекались» со всех сторон на Дон, искали здесь счастья, надеялись на более лёгкую жизнь.
Воспитатель: Кто объяснит, что означает слово «казак».
Ребёнок: Вольный человек.
Воспитатель: каково было основное занятие казаков?
Ребёнок: Бить врагов земли русской, защищать свою Родину.
Воспитатель: Можно ли казаков назвать богатырями?
Ребёнок: Да, можно, так как они защищали Родину.
Воспитатель: Сила и мощь не может быть без доброты. Об этом и в легендах и в сказках сказывается. Сейчас мы побываем в гостях у сказки «Доброе сердце дороже красоты».
Инсценировка сказки П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты».
Оборудование: костюмы, коромысло, вёдра, подсолнух, утирка, посох и т. д.
Девочки поют один куплет старинной казачьей песни «Солнышко красное». Дети друг за другом начинают пересказ сказки, представляя её образы и их действия по тексту (подметают пол, поливают цветы, под песню «Пошла млада за водой» несут воду на коромысле). Далее развивается сюжет сказки, появляется Улита – дочь новой жены казака. Она прохаживается, любуясь своей красотой.
Дети: Да одно горе – сердце у неё было лютое. Увидит, что старушка полное ведро воды несёт, она насмехается. Старик седой еле ковыляет, на палочку опирается, она палку из рук вырвет и в кусты забросит.
Дети показывают, как старушка, согнувшись, ведро несёт, как старый человек идёт, опираясь на посох.
Воспитатель: В ту пору казаки вели войну с врагами. У каждого казака свой конь был. А уж конь для казака…
Дети проговаривают пословицы о коне и исполняют танец «Полно вам, снежочки».
Далее разыгрывается встреча молодого казака с Улитой и Груней. Улита отрицательно отнеслась к казаку, а Груня подала ему воды, помогла умыться и проводила казака в путь – дорогу.
Дети исполняют песню – танец «Ой при лужку при лужку».
Появляется вновь ребёнок, исполняющий роль молодого казака, пересказывает содержание сказки о том, как два года назад он встретил девицу.
Казак: Повстречался мне тогда старец древний и молвил.
Выходит ребёнок с посохом, изображая старца.
Старец: Едешь, ты, казак, Тихий Дон от врагов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе от сердца девичьего, от заботы его. Быть тебе мужем ей, а найдёшь ты девицу ту, по отметине на руке, которую ты оставил, когда руку ей жал на прощанье.
Казак: Вот с тех пор ищу свою суженую, и нет мне в сердце покоя. Найду её, в ноги поклонюсь, за то, что силу мне дала молодецкую, и будет она мне верной женой.
Девочка, изображающая Улиту, действиями показывает всё, о чём говорил рассказчик.
Улита говорит молодцу: Я твоя суженая, вот и отметина на руке (показывает завязанную руку).
Воспитатель: Обрадовался казак, пригласил всех на праздничный пир.
Казак: Приходите, люди добрые, со мной радость разделить.
Воспитатель: Собрался на пир весь народ: люди служивые, молодицы – красавицы, дети малые.
Дети исполняют танцы: "Парный казачий танец", "Танец с платочками".
Появляется старец.
Старец: Шёл я через леса и горы, луга и пашни и вовремя пришёл. Не началась ещё свадьба, не свершилось дело злое. (Берёт за руку Груню, выводит в круг). Вот, казак, твоя суженая, вот и отметина на руке. Лучше невесты не сыщешь. Доброе сердце – дороже красоты.
Казак: Ну, что ж, будешь мне женой верной, а я тебя никогда не обижу.
Старец (обращается к Улите): Нельзя с таким лютым сердцем с людьми жить. За то, что смеялась ты над Груниным горем, быть тебе улиткой – горбаткой и не знать тебе в веки веков ласки человеческой и жить тебе на дне Тихого Дона. А тебе, Грунюшка, за сердце твоё доброе, быть красавицей, да такой, что не в сказке сказать, ни пером описать (прикасается к Груне посохом и она превращается в красавицу в нарядном сарафане).
Воспитатель: И стали с той поры молодые жить поживать, да старых и малых уважать. А улитка – горбатка так и ползает по дну Тихого Дона, да в озёрах синих, реках прозрачных. Сказка ложь, да в ней намёк, вам, детушки, урок.
Воспитатель: Да, ребята, Дон наш славится не только доблестью и мужеством своего народа, здесь не только живут добрые и отзывчивые люди, но он славится ещё и искусством ремесла. Давайте оставим памятный подарок героям на счастье. Покажите свои умения и мастерство в любимом деле (дети создают поделки или рисуют для героев сказки, дарят им свои работы).
Литература:
1. Компанцева Л. В. "Планета творчества".
2. Калайтанова Г. Н., Агуреева О. Ю. "Развитие представлений о человеке в истории и культуре".
3. Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. "Край родной" (хрестоматия для чтения младших школьников).